Ткани в клетку применяются везде — от нижнего белья до пальто. Чтобы изделие получилось безупречным, необходимо правильно раскроить его. Это не так просто, нужно строго соблюдать принцип раскладки деталей на ткани.
Ткань в шотландскую клетку: выбираем свою
Давайте разберемся, как кроить из ткани в клетку
Во-первых, для начала нужно определить, какая клетка вам досталась — равномерная или нет и найти рапорт клетки.
Что такое рапорт?
Это повторяющийся узор клетки. Если клетка имеет симметричный рапорт, она равномерная. Если рапорт несимметричный, то клетка неравномерная. Пример равномерной клетки. Полоски клетки повторяются по цвету и размеру в обоих направлениях. Рапорт выделен от начала до начала повторяющейся клетки. Пример неравномерной клетки. Полоски внутри рапорта разные по цвету и в обратном направлении не повторяются.
Для чего важно еще в магазине определить рапорт клетки?
Дело в том, что клетка требует подгонки рисунка. А подгонка идет в пределах одного рапорта клетки. Поэтому ткань для подгонки рисунка нужно брать больше как минимум на один рапорт клетки. В сложных изделиях, например, для жакета, блузки, пальто, плаща потребуется дополнительно 2−3 рапорта клетки для подгонки. А рапорты бывают разные — от нескольких сантиметров до полуметра в сложных клетках. Это нужно учитывать при выборе и покупке ткани. Почему для юбки, например, нужен только один дополнительный рапорт, а для блузки уже два? Потому что выкройку юбки в большинстве случаев мы раскладываем на ткани в один ряд, а вот для блузки детали рукава укладывают уже вторым рядом. Здесь и пригодится дополнительный рапорт клетки для подгонки деталей. Как это ни банально, лучше всего взять выкройку с собой в магазин и там ее разложить (хотя бы приблизительно) на ткани, либо брать ткань с хорошим запасом. С расходом ткани определились, с рапортом тоже, теперь приступаем к раскрою. Для начала нужно проследить, чтобы при декатировке не растянуть ткань утюгом, иначе узор клетки неминуемо сместится.
Как правильно кроить ткань: общие правила
Шаг 1
Складываем ткань вдвое, лицом вовнутрь так, чтобы было совмещение поперечных срезов ткани. При этом совсем не обязательно, что кромки совпадут. Все зависит от рисунка клетки! Скалываем поперечные срезы булавками по каждой яркой полоске клетки. Чем тщательнее Вы проколете отрез ткани, тем точнее будет крой. Прокалываем сгиб ткани. У меня клетка равномерная и крупная, в этом варианте хорошо, когда на сгиб ткани приходится середина клетки. В изделии с целой спинкой (передом) это будет выглядеть гармонично. Если же клетка мелкая или неравномерная, то сгиб ткани можно сделать по краю клетки. Совмещаем клетку по кромкам и скалываем их. Если у вас большой кусок ткани, то можно скалывать его частями. По метру, например. Кроите костюм, сначала скололи кусок отреза для юбки, выкроили ее. Затем скалываете следующую часть отреза для лифа жакета и так далее… Но не все ткани в клетку можно сложить вдвое для раскроя. Трикотаж в крупную клетку (полоску) кроят в один слой. Почему? Потому что у трикотажа рисунок из-за особенности его производства идет слегка по спирали, со смещением. Поэтому невозможно сложить кромки трикотажа, совместив рисунок без перекоса отреза по сгибу. Большие неравномерные клетки также лучше кроить в один слой. Есть ткань, которая уже оказалась с перекосом, ее тоже кроят в один слой. В таком случае необходимо сделать зеркальные детали выкройки и склеить их. А дальше раскладывать их на ткани в один слой, соблюдая те же правила раскроя клетки, что и при сложенной ткани.
Шаг 2
Перед раскладкой деталей выкройки на ткани обязательно посмотрите, равномерная ли у Вас клетка в длину! Если и по длине куска клетка несимметричная, то придется укладывать все детали выкройки низом в одну сторону! Это же правило действует при раскрое ткани с ворсом, блеском и начесом.
Шаг 3
Есть ткани не в клетку, но с коварным узором, который имеет так называемую скрытую клетку (полоску). Это ткани с узором гленчик, куриная и гусиная лапка.
Гид по клетке: самые знаменитые узоры
Несмотря на мелкий рисунок, узор имеет рядность как вдоль, так и поперек. Эту рядность нужно подгонять, как и клетку. Вот еще один пример скрытой клетки в геометрическом узоре, который требует подгонки. Даже при выборе цветочных узоров обращайте внимание на рядность рисунка. В куске ткани это не бросается в глаза. А в швах юбки несовпадение рядов узора может быть очень заметным.
Как работать с купонной тканью: советы стилиста
Шаг 4
Раскладываем выкройки на ткань.
Начнем с простого — кроим юбку из ткани в клетку. В первую очередь всегда укладываем деталь со сгибом. Не всегда низ юбки идеально ровный, поэтому лучше положить выкройку так, чтобы низ был между рядами клетки. Тогда небольшое изменение низа юбки по высоте не скажется на рисунке клетки. Клетка не будет то появляться, то исчезать по низу. Далее кладем ту деталь, которая будет соединяться с первой. Низ бока первой и второй детали должны совпасть. Не весь низ юбки, а именно в точке шва! Так по очереди укладываем все детали юбки. Совмещая их последовательно в точках низа шва совмещения. У меня всего две детали, поэтому и совмещение по одному боковому шву. Если клетка крупная, то средний шов юбки тоже нужно положить на середину клетки! Это важно, иначе сзади будет нагромождение клетки в шве. Платье без рукавов кроится по такому же принципу.
Если клетка идет по косой, то в швах она тоже должна совпадать. Например, клешеная юбка. В этом случае ее подгонка идет также снизу вверх по швам.
Как сшить юбку-солнце: мастер-класс
Шаг 5
Усложняем задачу. Кроим из ткани в клетку платье без рукавов, но с отрезной талией.
При раскрое лифа ориентируемся на юбку. Первой укладываем деталь переда со сгибом. Затем поочередно укладываем детали бочка переда, спинки и саму спинку лифа. На фото низ деталей выложен по одной линии в точке 1. Точка 2 — шов спинки лифа укладываем точно по той же линии посередине клетки, что и шов юбки. Точка 3 — детали бочков двигаем в стороны по нижней клетке так, чтобы они по бокам совпали с клеткой на боках юбки. В этом случае клетка по лифу и юбке совпадет идеально. Но можно детали бочков выложить по косой, платье будет более декоративным. В рельефах клетка не требует совмещения, а вот в боковом шве бочок переда и спинки должны совпасть. Для этого низ бокового шва обеих деталей нужно положить на одну клетку.
Шаг 6
Кроим брюки из ткани в клетку. Как и в юбке, низ боковых швов брюк укладываем по одной клетке. Середины брючин тоже следует положить по одной клетке. Долевые всех деталей всегда параллельны клетке! В крупной клетке следует учесть один очень важный нюанс. Средний шов передней и задней половинок нужно положить посередине клетки.
В этом случае клетка в шве не нарушится по ширине спереди и сзади, нагромождения линий клетки в шве тогда не будет. Это хорошо видно на примере.
Шаг 7
Кроим рубашку (блузку) с рукавом из ткани в клетку. Точка 1 — совмещаем детали полочки и спинки не по низу, а по боковым швам снизу. Точка 2 — совмещаем кокетку со спинкой от проймы. Это поможет совместить клетку даже в том случае, если по спинке есть складка. Точка 3 — полочку двигаем на ту же клетку, с которой начинается шов кокетки (если нет кокетки, то также совмещаем клетки в плечевом шве). Это позволит рисунку клетки совпадать не только по горизонтали, но и по вертикали в плечевых швах и швах кокетки. Можно кокетку в декоративных целях положить по косой. Это избавит от совмещения клетки у полочки и спинки и выделит кокетку. Точка 4 — укладываем выкройку рукава так, чтобы совпали клетки в области метки на пройме полочке и по окату рукава спереди. Это позволит клетке совпасть по рукаву спереди почти до плеча. В области плеча клетка уже не может совпадать, потому что там закругление.
Шаг 8
Вариант посложнее. Жакет с длинным двушовным рукавом. На фото хорошо видно совмещение клетки на рукаве и полочке.
Точка 1 — очень важно! Если есть средний шов по спинке, то его нужно положить между клетками.
Тогда шов будет выглядеть так — клетка то сходится, то расходится по шву. Если сделать шов по клетке, то после стачивания клетка будет то пропадать, то появляться в области лопаток и ниже талии, а это не очень красиво. Точка 2 — уложить детали лифа поочередно одну за другой, выравнивая их по клетке внизу швов. Если есть грудная вытачка, то клетка совпадает в шве снизу вверх только до вытачки! Точка 3 — деталь полочки двигаем по горизонтали до тех пор, пока не совпадут клетки от края плечевого шва, у проймы. Деталь спинки по плечу немного шире и при посаживании плеча спинки клетка может сбиться к горловине. Но этот сбой закроет воротник. А вот на самом видном месте у плеча клетка будет совмещена. Точка 4 — вторым рядом укладываем верхнюю часть рукава так, чтобы клетка у метки плеча и проймы полочки совпала. Точка 5 — теперь укладываем нижнюю (локтевую) часть рукава так, чтобы клетка совпала по шву снизу. Точка 6 — осталось уложить подборт так, чтобы клетка совпала внизу и у полочки, и у подборта. Обратите внимание на угол лацкана! Клетка и в нем должна совпасть. Один важный момент. Нужно проконтролировать клетку по локтевому шву. Положите локтевую деталь рукав так, чтобы клетка в локтевом шве по вертикали не дублировалась, то есть нежелательно, чтобы она попала в шов. Лучше положить локтевой шов между клетками или рядом с ней. Воротник нужно приложить к лацкану и нарисовать на нем разметку клетки, только затем выкроить его.
А вот мелкие детали в клетку лучше выкроить после первой примерки, после подгонки изделия по фигуре и уточнения места расположения карманов (листочек и клапанов).
Для этого детали из кальки нужно наколоть на изделие на себе, затем на них нарисовать рисунок клетки и только затем кроить их из ткани.
Итак, клетка должна совпадать:
- Во всех швах по горизонтали, как обручи на бочке.
- В плечевых швах по вертикали, начиная от проймы.
- Во всех горизонтальных швах (по талии, по подрезам и кокеткам).
- Рукава совпадают с полочками в области метки и вверх до плеча.
- Если рукав двушовный, то в шве рукава клетка также должна совпасть.
- У воротника и лацкана.
- У всех мелких деталей с деталями изделия — у накладных карманов, у листочек и у клапанов. Если только они намеренно не выкраиваются не по долевой, а по косой.
Светлана Хацкевич
Светлана закончила ВУЗ по специальности «Инженер-технолог швейного производства». Более 20 лет преподает технологию шитья. Является старшим преподавателем в «Академии Burda». Мы знаем Светлану по ее работе на сайте с момента его основания. Она щедро делится знаниями и заражает своей любовью к шитью. Шитье — это творчество, увлекательное и познавательное. Добро пожаловать в этот яркий и интересный мир!Автор мастер-класса и фото: Светлана Хацкевич; BurdaStyle.ru (2 фото); pinterest.comМатериал подготовила Юлия Деканова