Фото: Poppyns x Ecoalf
В Испании пройдет акция «зеленая пятница», призванная напомнить о вреде бесконтрольного потребления для планеты и мотивировать людей ответственнее подходить к приобретениям.
Традиция устраивать «черную пятницу» — время, когда многие бренды и магазины делают скидки на свои товары с целью мотивировать покупателей к активному шопингу, — в Испании существует сравнительно недавно. Она пришла в страну из США и некоторых других Европейских государств, которые раньше стали использовать этот стратегический день шопинга, и заметно обосновалась лишь в 2015 году. Раньше в Испании были свои привычные периоды распродаж зимой и летом. Быть может, поэтому Испания стала той страной, которая придумала «зеленую пятницу».
Авторы этой инициативы напоминают о чужеродности «черной пятницы» и о том, что страны, из которых эта традиция явилась, противоречат сами себе: с одной стороны, все громче заявляют о необходимости сокращать выбросы в атмосферу и переходить на замкнутый цикл производства, а с другой стороны, ежегодно устраивают день бездумного широкомасштабного потребления. В качестве протеста против «черной пятницы» и в поддержку ее «зеленой» соперницы, ряд испанских магазинов в установившийся день акции не только не станет делать скидок, но и вовсе закроется. Таким образом участники инициативы надеются хотя бы результатами одного дня сократить вредное влияние на природу и отчасти компенсировать тот урон, который наносит «черная пятница», а также призвать всех дважды подумать, прежде чем совершать покупку.
Из-за пандемии вырос процент продаж в интернете, на которые день скидок, разумеется, тоже распространяется. Согласно исследованию Adobe Digital Insights, в «черную пятницу» 2020 года американцы потратили 9 миллиардов долларов на онлайн-шопинг — на 21 процент больше, чем в 2019. Суммы в других странах значительно скромнее, но все равно продажи выросли в среднем на 30 процентов. При этом индустрия моды — главная сфера «черной пятницы» — является одной из самых опасных для окружающей среды. По данным ООН, она несет ответственность за 10 процентов выбросов углерода и 20 процентов сточных вод. При этом 75 процентов текстильных изделий, выброшенных владельцами, попадают на свалки или сжигаются, увеличивая долю загрязнения. Порой они грозят локальными экологическими бедами, как это произошло в пустыне в Чили, где выросла огромная свалка ненужной одежды и обуви.