Мало кто из нас помнит, как жили женщины 65 лет назад. Кое-что о той жизни мы слышали от мам, бабушек, знакомых мам и бабушек. Но представляем ли мы себе общую реальную картину того образа жизни — которую наши мамы и бабушки ну хотя бы отчасти склонны идеализировать…
Давайте сравним «тогда» и «сейчас».
Прежде всего многие наши бабушки и мамы вынуждены были гораздо больше времени уделять физическому труду — дойти пешком до школы или места работы, которое находится за 5 километров было обычным делом. А дома после работы (или учебы) их ждала ручная стирка, мытье полов и окон, никаких полуфабрикатов на кухне, которые надо только разогреть в микроволновке, наоборот — очереди в магазинах.
Они не сидели за компьютерами, им не был знаком термин «виртуальный мир». Они ходили друг к другу в гости, танцевали, гуляли, читали книги.
Возможно, отчасти поэтому женская фигура, а значит, и выкройки, имели несколько иные параметры.
Откуда узнавали о модных тенденциях? Конечно, листали и журналы мод. Но по большей части брали на заметку наряды из кинофильмов, порой из телепередач, у кого была такая возможность; смотрели по сторонам на улицах, а особенно на танцах и в театрах. Обменивались впечатлениями и советами между собой. Моя троюродная тетушка чаще всего ориентировалась на так называемые ревю перед кинофильмами, где появлялись сообщения о тех или иных международных событиях. Сами события ее не волновали, а вот наряды… И большинству из моих дорогих старушек было совсем неважно, было сшито их красивое платье из натурального шелка или дешевого ситчика.
Как уже упоминалось, в год появления первого модного журнала Burda было намного больше физической, ручной работы нежели сегодня, в том числе и в области рукоделия. Практически каждая девушка и женщина умела шить, штопать, вязать, а в деревнях — прясть.
И даже те, кто весь день ходил в фартуке или рабочем халате, имели выходное платье, пусть только одно. И в большинстве случаев оно было сшито самостоятельно, а порой и вручную — каждый шовчик!

Теперь представим себе Германию 65 лет назад.
Несмотря ни на что, все ощущали перемены — после тягот и трагедий недавней войны жизнь постепенно менялась к лучшему. Это было заметно и по одежде. Прически и юбки становились все короче, белье — мягче и тоньше, приятнее телу, пояс поддерживал чулки, которые становились все прозрачнее и нежнее, а бюстгальтеры старались подчеркивать очертания бюста с помощью специальных накладок. Без шляпки уважающая себя горожанка не выходила из дома, так же как нельзя было появиться на улице и с распущенными волосами. Следовательно, ей необходимы были шпильки и заколки, а ко всему прочему — красивые сумочки и туфли.
Правда, к аксессуарам, а особенно к обуви относились совсем по‑другому, чем теперь. Тогда в обычном доме не было коллекций зимних сапог или летних босоножек. Детская обувь передавалась от одного сорванца к другому до тех пор, пока на нее уже некуда было ставить заплатки. Но и состоятельные дамы постоянно обращались к сапожнику, чтобы поставить новые набойки на туфли, которые они носили, ну, лет пять…
Или обращались к мужу, который чинил старую обувь. А жена тратила достаточно много времени на то, чтобы залатать старые простыни и одеяла, заштопать носки и жилетки, зашить рубашку и пр., и пр. И главное — из остатков старых, негодных вещей всегда шили новые. И чего только не придумывали — и какими же превосходными были результаты их бережливости!
И все же война наконец закончилась, жизнь стала налаживаться, и женщины начали интересоваться модой — и было чем интересоваться! Нью лук появился как из воздуха: одно мгновение — и военные силуэты как метлой смело! Узкие талии, широкие юбки, пышный лиф и очаровательные туфельки, как у Золушки. Романтика и женственность, женственность и романтика!
К началу 50-х появились и получили распространение платья для коктейлей. Они были той же длины, что дневные, для похода по магазинам или работы в офисе, но с изысканными деталями и из дорогих тканей, с открытым декольте, и великолепно смотрелись с вечерними сумочками — крохотными, обычно с вышивкой, с огромными бантами из тафты, шляпками с перьями и туфельками на каблуке.
Тогда же с ними стали носить жакеты-болеро, вслед появились и костюмы, расшитые бисером или отделанные мехом.
Спустя всего несколько лет появился новый стиль от Шанель, совершенно иной, суперудобный, демократичный, но необыкновенно изящный и элегантный.
А еще — длинные перчатки (преимущественно из хлопка), очки от солнца, туфли лодочки с ремешками… А бикини! Тоже ведь из этой эпохи. Как и «бочкообразное» платье Баленсиаги, которое, правда, в то время никто не воспринял всерьез.
И что было делать женщине, наблюдающей все это разнообразие, которое от сезона к сезону сменяло друг друга, как завораживающая мозаика в известной трубочке. Какая женщина не вожделела иметь у себя в гардеробе не одно-два, а два-три десятка модных платьев!
И вот состоялась знаменательная встреча: Энне Бурда, которая предложила женщинам стандартные, очень хорошие по качеству выкройки, и давняя привычка и умение женщин шить. Вот он, секрет успеха — появиться в нужном месте в нужный час.

В этом месяце мы отмечаем 65-летие основания журнала мод с выкройками BURDA!
Теперь, когда легко зайти в магазин и выбрать из сотен платьев свое единственное, мы продолжаем это свое единственное платье шить своими руками.
Чем это объяснить? Многовековой привычкой, которая передается из поколение в поколение? Тем более что благодаря современным швейным машинкам шитье отнимает уже не так много времени как раньше: простую юбку или блузон можно сшить за один вечер и явиться на следующий день в офис в новом наряде. Шитье в принципе стало модным: даже не обязательно шить платье, можно сшить забавную игрушку или удовлетворить свое желание творить другим, подобным образом, но с помощью выкройки, ткани и швейной машинки.
Известно и то, что многие шьют себе одежду для того, чтобы не столкнуться нос к носу с человеком, одетым в то же самое… Естественно — какой женщине не хочется быть единственной и неповторимой!
Или иметь статусную вещь как у брендового дизайнера со страниц глянцевого журнала, прямо с модного подиума или с телеэкрана. Желание принадлежать к кругу избранных — вполне человеческое чувство… Особенно если оно воплощается в жизнь благодаря собственным же умелым ручкам.
Да, конечно, сегодня есть много молодых людей, не способных даже пуговицу пришить. Но вряд ли найдется девушка, равнодушная к моде.
И изречение «Платье делает человека» — остается в умах большинства до сих пор. К нему можно добавить еще одно: «Раньше платье было выражением общественного положения, теперь оно — выражение индивидуальности!»
И спасибо многоуважаемой и нашей дорогой госпоже Энне Бурда за то, что когда-то она подарила женщинам свой журнал.
На фото: портреты Энне Бурда (в т.ч. с мужем), а также обложка первого номера журнала Burda.
Фото: архив burdastyle.
Комментарии