Это единственная из всех одежд,которую можно безоговорочно отнести к области чистой эстетики. И,даже спасая от холода,она все равно аксессуар,очередное оружие соблазнения.
Поделиться
Конечно, шаль выполняет и утилитарные функции: согревает, защищает. Но главное, шаль — ваше личное пространство красоты, не тронутое ножницами и кроем. Как собственность и индивидуальность — ведь именно вам этот цвет и эти цветы к лицу. Купив первую шаль (парео, палантин), вы думаете, что купили стильную вещь, а на самом деле вошли в клуб собирателей пространств: садов, полей, небес… И поверьте, одним экземпляром вы не ограничитесь. Кстати, на аукционах старинная шаль порой ценится дороже старой картины кисти известного мастера. И есть за что. Пашмина из Кашмира Оренбургский пуховый платок, павловопосадские яркие узоры, румяные красавицы и морозные пейзажи. Кажется, шаль — исконно русское изобретение. На самом деле это восточная накидка. Первые тонкие, но очень теплые шали изготовили в XV веке в Сринагаре в Кашмирской долине. Эти широкие накидки женщины складывали треугольником и надевали на голову, полностью скрывая стан под роскошной индийской тканью. Делали их вручную из пашмины — шерсти и пуха особой породы кашмирских коз. Работа требовала усердия и таланта, а еще времени: дорогую, сложную вещь изготавливали от полутора до четырех лет. Расшивали золотом, украшали длинной бахромой, драгоценными камнями.
Первые столетия этой красотой наслаждались только жители Востока, а потом ткани и изделия из кашмирского пуха появились в Европе. Историки моды полагают, что это произошло с легкой руки Жозефины Богарне. Множество дивных шалей привез для нее в подарок Наполеон из египетского похода. Жозефина восхитилась подарком и принялась использовать прекрасные платки и в нарядах, и в интерьере. Вскоре мода из Франции распространилась по Европе. Красавицы сочли, что нежные покрывала прекрасно дополнят платья с завышенной талией, декольте и маленькими рукавами — «холодную моду» в стиле ампир. В то время их по достоинству ценили также и мужчины: Байрон и Стендаль практически не расставались с шалью, естественно, в ее мужском декоративном варианте.
Русская гордость Первые русские шали в сложной технике двустороннего ткачества появились только в начале XIX века. Мастера на основе восточного рисунка создавали неповторимые композиции в своем национальном стиле. И Россия начала вывозить шали — сначала на Восток, потом на Запад. Сделанные руками крепостных девушек в мастерских Нижегородской губернии, наши шали по качеству не уступали индийским: легкие и теплые, с ткаными, вышитыми или набивными узорами. Особую изысканность шалям придавали рисунки, повторяющие росписи берлинского и венского фарфора. Этим славились мастерские помещицы Мерлиной, и работали у нее 60 мастериц. Но за один год они выпускали лишь 16 шалей и 5 шарфов. Из 13 г пуха делалась нить длиной 4,5 м. Работа была тяжелая и кропотливая, и уже к 30 годам мастерицы часто слепли. Купавинские шали, сделанные на фабрике князя Юсупова, носили только богатые купчихи: стоила одна аж 200 руб. — годовое жалованье фабричного рабочего. Из тканых шалей большим спросом пользовались изделия из Павловского Посада. Вязаными шалями из козьего пуха прославился Оренбургский край. По легенде, первую подарила Екатерине II мастерица-казачка. Царица поразилась искусной работе, щедро наградила девушку, и эта шаль стала самой любимой из всех императорских накидок. С середины XIX века оренбургские пуховые изделия ежегодно удостаивались медалей на всемирных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Легкие, как паутинка, они поражали не только красотой, но и тонкостью — их можно было протащить сквозь колечко или уместить в скорлупе яйца. В 1830-е годы появились тканые шали с ярким набивным орнаментом, с вышивкой шелком. А немного позднее, когда на многих мануфактурах и фабриках уже наладили производство набивных шалей, их стали носить не только дворянки, но и женщины мещанского и даже крестьянского сословия. Умению носить шали в России стали придавать большое значение. В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений обучали танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грацию и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.
Модный аксессуар В наше время шаль стала модным аксессуаром. Яркую накидывают на плечи, чтобы сделать скромный наряд выразительнее, шерстяную — чтобы согреться в холодные дни, шифоновую или шелковую небрежно — для шика. В современных шалях шелк переплетается со льном, а кашемир с шелком — «королевский» состав делает каждую вещь неповторимой и роскошной. Модная гофрировка придает платку чуть капризный характер. Эксклюзив, как и положено, представляют знаменитые бренды. В более демократичные шали могут быть добавлены синтетические нити, создающие практически полную иллюзию шифона и натурального шелка. И наконец, можно связать шаль самой — ручная работа будет цениться всегда. Популярные дизайнеры рисуют на шелке акварели, или обращаются к изысканным японским мотивам, или демонстрируют свою приверженность к авангарду, к геометрическим рисункам, к леопардовой расцветке… Да и этника никогда не покидала модных подиумов. Шали обожают многие заокеанские звезды: Хелен Миррен и Холли Берри, Джоди Фостер и Опра Уинфри… Ну, а русские мотивы сейчас на вершине популярности и в Старом, и в Новом Свете. Так, большая модница Гвен Стефани носит павловопосадский платок. Да и любая голливудская звезда, приезжающая в Россию, считает своим долгом приобрести несколько russian shawls. В этот платок кутаются и модели, и актрисы, и популярные певицы, и миллионы никому не известных бабушек. Наверное, лишь о шали можно сказать, что эта вещь никогда не изменится, но при этом, как ни парадоксально, никогда и не выйдет из моды. Поэтому, когда в очередной раз, собираясь на встречу с друзьями, с грустью поймете, что ну совершенно нечего новенького надеть, возьмите любимую шаль, накиньте и посмотрите в зеркало — вы увидите там красавицу! Статья опубликована по материалам журнала «Добрые советы» 11/2013 Фото: PR Материал подготовила Юлия Деканова