У нас в гостях Рута Дэльсман — успешный российско-американский дизайнер routafashion.com, выпустившая более 60 коллекций. Она создает вечерние платья для селебрети, молодежную джинсовую одежду, аксессуары и ювелирные украшения. Еще ее называют «поющий кутюрье»: она пишет и исполняет музыку на своих показах, занимается вокалом и снимает клипы. А еще она проводит вебинары на routa-fa.com. Рута много лет живет в США и рассказывает о том, чем отличается индустрия моды в России и Америке, что такое «американская мечта» для творческих людей, как одеваются жительницы Нью-Йорка и кто за океаном является законодателем мод.
Никогда раньше не слушали подкасты и не знаете, что это такое? Непременно попробуйте, ведь этот удобный формат вам наверняка придется по душе!
Подкасты — это аудиофайлы различной длительности, по содержанию очень напоминающие передачи на обычной радиостанции. Их удобно слушать в дороге, за рукоделием и просто во время домашних дел.
Слушать подкасты можно на любых устройствах:
Не забудьте подписаться на наши подкасты — впереди много увлекательных и острых тем из мира моды и шитья, интересных собеседников и новостей!
Для тех же, кто предпочитает не слушать, а читать, мы подготовили расшифровку беседы!
Марианна Макарова: Добрый день, друзья! Вы слушаете подкаст журнала Burda Style о моде, стиле и трендах. С вами я — главный редактор Марианна Макарова. И сегодня у нас в гостях дизайнер Рута Дэльсман. Здравствуйте, Рута!
Рута Дэльсман: Здравствуйте, Марианна! Здравствуйте, дорогие слушатели!
ММ: Для тех, кто нас сейчас не видит, хочу сказать, что рядом со мной сидит обворожительная девушка. И, тем не менее, она уже 20 лет работает в индустрии моды. Я сразу хочу задать вопрос: вы буквально со школьных лет этим занимаетесь? (смеется)
РД: Говорят, что первое впечатление обманчиво (смеется). Я начала заниматься модой в 1999 году, когда была на первом курсе института. Но на самом деле все началось гораздо раньше.
Я родилась в городе Нальчик, росла в обычной семье, но вот это желание творить что-то — оно было у меня с самого детства. И оно росло и выросло, правда, путь был непростой и нелегкий.
В 1999 году я сделала первую коллекцию, и с ней сразу же попала на неделю Российской моды. А дальше постепенно пошло-поехало.
В 2004 году у меня был первый показ в Нью-Йорке. И там же я сразу поняла, что это мой мир, и этот город — столица моды! И с того момента, мысленно, я постепенно к этому готовилась, но пока еще не подозревала, что когда-нибудь туда перееду.
В 2006 году у меня появилась новая линия, а на тот момент уже было создано, получается, две линии: я запустила прет-а-порте джинсы в стиле кэжуал и одновременно с ними ювелирную линеечку. А потом была обувь и сумки. В 2010, если мне не изменяет память, я заключила договор с агентством в Голливуде на сотрудничество с голливудскими звездами. А в 2014 году я уже переехала в Нью-Йорк.
ММ: Значит, вас можно смело назвать российско-американским дизайнером?
РД: Сегодня многие так говорят обо мне. Последние шесть лет я считаюсь американским дизайнером с российскими корнями.
ММ: А в чем отличие работы в индустрии моды в России и в Америке?
РД: Отличий не просто много, а огромное количество! И это в принципе весь подход к этому бизнесу. Во‑первых, начнем с того что в Америке существует бизнес, действительно, серьезный бизнес в индустрии моды. В России все-таки он немножко еще пока отстает. Конечно, нельзя сказать, что здесь нет бизнеса. Но, наверное, все еще не на том уровне. Вот это первое, что отличает. И что конкретно меня привлекало с самого первого дня, как я там появилась, так это возможности! Это не просто американская мечта, а все-таки больше чем мечта — возможность. Особенно для таких людей, которые творят — для таких как я. И в любой другой творческой профессии человек может всегда там себя найти, обосноваться и развиваться, стать известным. И даже есть такая возможность стать известным на весь мир!
Я всегда привожу в пример, когда у меня спрашивают: почему Нью-Йорк? Почему не другие города, где тоже индустрия моды — Париж, Милан, Лондон… Я отвечаю: ну вот Доменико Дольче и Стефано Габбана — они были уже достаточно популярными в Италии, на протяжении 10 лет, если я не ошибаюсь, они творили. А стали известными на весь мир только когда появился в Нью-Йорке.
ММ: Вы упомянули контракт с Голливудом. А можете рассказать об этом подробнее? Потому что, мне кажется, во все времена известные актрисы были иконами стиля, законодательницами мод. Осталось ли это ощущение сейчас?
РД: Да, конечно, ощущение осталось! Правда, когда ты находишься там, то не видишь вот этого вот элемента сказки. Ты живешь в этом и оно для тебя все достаточно обыденно.
Но при всем том ты как бы понимаешь, что это все значимо, интересно, ярко и красиво, и все это происходит здесь и сейчас, и ты во всем этом внутри. Какой-то все-таки элемент этой сказки присутствует. Но все абсолютно естественно и нормально, и ничего в этом необычного и особенного нет. И был этот контракт с голливудским агентством, и были звезды голливудские. И одна из первых девушек, которая вышла в моем платье на Красную дорожку, а это был кинофестиваль Оскар Вайлд, Гала, зовут ее Натали Дормер и снималась она в «Играх престолов». Я знаю, что фанаты «Игр престолов» знают, кто это.
ММ: А вас что больше привлекает: создание статусных вечерних нарядов или все-таки больше одежда для жизни и для города?
РД: Ну, поскольку все-таки 20 лет — это достаточно много… Я начинала с вечерних красивых платьев. И первая моя линейка была от кутюр. И мне всегда хотелось, а на тот момент особенно, одевать ярко и красиво таких людей, которые появляются в свете, в прессе и так далее. А чуть позже, я уже упоминала, что у меня было три линии, так вот чуть позже я создала линейку прет-а-порте делюкс, которая позволяла одеваться не только очень ярким личностям, но и всем без исключения людям, которые любят качество. И какой-то элемент шика там присутствовал. И потом уже новая линейка была абсолютно обыденная. Это, конечно, не была офисная классика, в ней все равно присутствовала изюминка и особенный дизайн. Но она была довольно-таки доступная — линия джинсов в стиле кэжуал прет-а-порте. Мы ее тиражировали в небольших количествах. И каждый мог себе позволить, и даже молодежь очень любила эти джинсы и блузочки из той линейки.
ММ: Существует такое предубеждение, что повседневная американская мода — она никакая. И в отличие от европейских женщин, американки довольно просто одеваются. Так ли это, ведь все-таки Нью-Йорк — это одна из признанных столиц моды. Как одеваются жительницы Нью-Йорка на ваш взгляд?
РД: Вы знаете, это очень интересно. Особенно следить за ними интересно! Они настолько разные. И есть совершенно безвкусно одетые люди, и иногда чисто с эстетической стороны вспоминаешь Москву и думаешь: ну как же приятно ходить по московским улицам и наблюдать наших красивых девушек, и как они аккуратно и выдержанно все одеты, и при этом у нас такой контраст! В Нью-Йорке ты можешь увидеть на улице среди тех, кто совершенно безвкусно одет и тех, кому в принципе все равно, во что он одет, ты можешь увидеть девушку с обложки глянца. Она просто идет по улице и вот это все существует в реальности. Настолько он настолько разный город — это один момент. И второй момент. Мне это всегда было очень интересно. Я помню свои интервью еще 15 или 12 лет назад, когда я часто тогда еще ездила в Нью-Йорк в гости и с показами, и у меня спрашивали: как там одеваются? А меня всегда привлекало это их желание носить удобную одежду и обувь — балетки, кроссовки. А сегодня я смотрю, в России и по всему миру — это и тренд, и бренд, и все вместе! А платье с кроссовками сейчас — это тренд нашего дня, и я честно не знаю, кто законодатель — они или мы. Как-то все это неоднозначно, мне кажется.
ММ: Ну, поскольку, Америка — такой признанный плавильный котел разных наций, наверное, и в моде та же самые тенденции наблюдаются? Скорее всего, американская мода вбирает в себя черты и стили, буквально, с разных уголков света. Вы это ощущаете, вот эту космополитичность американской моды?
РД: Да, ее нельзя не ощутить, если честно, на улицах. Особенно если мы говорим о стрит-стайл и о том, что происходит на улицах, где каждая народность или нация несет нечто свое интересное и особенное. Это колорит такой неописуемый. Я помню, меня одно время очень впечатлили девушки и ребята темнокожие, и не просто афроамериканцы, а именно такие… Они с дредами ходят — все высокие, стройные и подтянутые, и они сильно отличаются. И они все одеты сексуально, красиво и одновременно с этим стильно — это просто фантастика! На них смотришь и какое-то вот эстетическое удовольствие… Я, как дизайнер и как человек, любящий красоту, получала удовольствие просто проезжая по улице и выглядывая из окошка машины.
И конечно, каждая частичка Нью-Йорка, поскольку там все разные, несет что-то свое. Но при всем при этом, мне кажется, что основа модного Нью-Йорка, а не просто какие-то ее частички, немного на другом уровне. Законодатели моды — это журналы, телеканалы и естественно селебрити.
ММ: А легко ли попасть в топ? Это сложный путь для дизайнера — подняться наверх? Или, например, участвовать в Неделе Моды? Я смотрю, вы достаточно-таки молодым дизайнером оказались там с показами.
РД: Да, но я не знаю, можно ли меня приводить в пример, как это бывает обычно у них — то, как случилось со мной. У меня и в России, и там как-то все сложилось своим определенным образом и непохожим ни на кого. Когда в Нью-Йорк я приехала первый раз с показом, а это был частный показ и презентация в закрытом заведении, меня увидел владелец одной из недель мод. После чего он и пригласил меня на показ нью-йоркской Недели Моды. И я не знаю, у кого еще также происходило или нет. И также в России, будучи на первом курсе, я попробовала и получилось — сразу на Неделю Моды. А вообще — тяжело или сложно? Мне кажется, есть и то, и другое. Единственное что отличает Нью-Йорк и Америку в целом, то это возможность! Если, скажем, ты где-то пытаешься, стараешься, трудишься и вдруг чувствуешь, что упираешься в стенку, то все-таки, наверное, Нью-Йорк тебе даст больше возможностей.
ММ: А я открою маленький секрет, что изюминкой показов дизайнера Руты Дэльсман является музыкальное сопровождение. Но это не просто музыка, а Рута — единственная в своем роде музыкальный кутюрье, которая сама пишет и исполняет музыку. И даже профессионально занимается вокалом и снимает клипы. Расскажите немножко об этой своей стороне.
РД: С удовольствием расскажу. Я сняла свой первый и пока единственный такой серьезный клип в Нью-Йорке в 2015 году, мы его выложили на YouTube и он у нас сразу же собрал 1 млн. просмотров! Я, конечно же, была в восторге. Он пока единственный, к сожалению, но я обязательно к этому вернусь. А что касается сопровождения показов, то я делала это неоднократно. А началось все в Москве, и я тогда играла на рояле в процессе показа и всем очень понравилось. Да и мне самой понравилось, и то, как восприняли — было очень интересно. И поэтому я решила продолжить. А когда я записала первую песню, я просто решила выйти на подиум, устроив свой концерт, таким образом, я соединила два направления.
И получился фэшн шоу-показ и концерт одновременно: девочки выполняли свою роль моделей, а я стояла на сцене и пела. И это действительно было очень интересно. Случилось это в Нью-Йорке в 2010 году, на сцене меня объявили (я правда не знаю, была ли я на тот момент действительно единственным таким дизайнером), но объявили как «единственный дизайнер, который проводит свои показы под свою собственную музыку и еще исполняет ее».
ММ: И поскольку у нас в гостях дизайнер routafashion.com, мы не можем не задать вопрос про основные тенденции этого года, а также наступающего прекрасного весенне-летнего сезона. Что нам ожидать? И что мировые дизайнеры предлагают сейчас самого интересного и самого топового?
РД: У нас уже достаточно долго держится эта линия, точнее я бы сказала три направления, которые я выделю: оверсайз, наслоение одежды и я бы сказала, такой больше мужской стиль, примененный к женской половине. Естественно в тренде все эти сочетания: спорт с классикой и спорт с шиком, когда стили перемешаны и когда кроссовки актуальны под платье. Я думаю, что это еще будет длиться какое-то время. Не знаю, как долго это продолжится, честно признаюсь, что меня это не сильно вдохновляет. И если наслоение одежды мне в принципе нормально, я это чувствую и мне это подходит, то оверсайз я не люблю и буду стараться это поменять. Но мне кажется, что этот стиль еще немножко задержится.
А вот отвечая более конкретно ваш вопрос, что касается весны и лета, то, я думаю, здесь просто все будет проявляться в красках. Тренд будет на что-то более яркое. Серая зима психологически несет желание переодеться и, соответственно, все переоденутся и переобуются в более теплые цвета — яркие сочные от желтого и до ярко-коралловых.
ММ: Ну, желтый у нас, как известно, не выходит из моды уже несколько сезонов подряд. И зима нас тоже радовала прекрасными желтыми оттенками. Я советую всем нашим читателям немножечко сейчас пересмотреть свой гардероб, подумать, как сделать весенний рестайлинг?
Рута, что вы можете посоветовать всем нашим слушательницам, которые могут что-то делать своими руками и проявляют свою фантазию? Как можно внести изюминку в свой гардероб?
РД: Посоветовать тем, кто шьет… Интересно! Я, наверное, не совсем прямо отвечу на этот вопрос. Мне кажется, что все, кто шьет, всегда хотят развиваться. Соответственно я бы посоветовала приобретать новые навыки. А что касается гардероба, если вы шьете для себя или для кого-то, то надо добавить в гардероб какой-то легкости. И даже, может быть, горох! И расклешенный низ платьишка, который будет выглядывать из кардиганов. Потому что легкость одновременно с чем-то более тяжелым и сложным — в этом как раз изюминка и проявляется.
ММ: В этом плане журнал Burda предлагает огромные возможности. У нас есть замечательные выкройки на все сезоны. А тем, кто хочет каким-то образом реализовать свои творческие способности, помогают наши онлайн-курсы Академии Burda.
Оставайтесь с нами, присоединяйтесь к нам на платформах в наших соцсетях, приходите учиться в Академию Burda и, конечно, слушайте подкасты Burda Style в Apple, Google и в Яндекс. Музыке. А с вами сегодня была я — главный редактор журнала Burda Style Марианна Макарова. И моя собеседница — очаровательный дизайнер Рута Дэльсман, которая приехала к нам прямо из Нью-Йорка. Спасибо большое, Рута, за этот разговор!
РД: Спасибо большое, что пригласили. Я подправлю немножко, я до этого жила в Нью-Йорке. А сейчас приехала к вам из Лос-Анджелеса, где живу последние два года.
ММ: Замечательно! Привет и Лос-Анджелесу тоже!