«Моя работа — помогать людям адекватно самовыражаться с помощью одежды», — так персональный стилист Вика-де Рокко определяет свою миссию. Мы говорим о том, почему к «поискам себя» надо относиться как к творческому проекту. А также: может ли персональный стилист быть свободным художником и навязывать клиентам свое мнение? Вступают ли тренды в противоречие с нашей индивидуальностью? Надо ли слушать окружающих и с чего начать работу над собой?
Никогда раньше не слушали подкасты и не знаете, что это такое? Непременно попробуйте, ведь этот удобный формат вам наверняка придется по душе!
Подкасты — это аудиофайлы различной длительности, по содержанию очень напоминающие передачи на обычной радиостанции. Их удобно слушать в дороге, за рукоделием и просто во время домашних дел.
Слушать подкасты можно на любых устройствах:
Не забудьте подписаться на наши подкасты — впереди много увлекательных и острых тем из мира моды и шитья, интересных собеседников и новостей!
Для тех же, кто предпочитает не слушать, а читать, мы подготовили расшифровку беседы!
Марианна Макарова: Добрый день, друзья! Вы слушаете подкаст журнала Burdastyle о моде, стиле и трендах. С вами я — главный редактор Марианна Макарова. И сегодня у нас в гостях снова персональный стилист Вика-де Рокко. Здравствуйте, Вика!
Вика-де Рокко: Добрый день, Марианна! Добрый день, друзья! Всех очень рада слышать!
ММ: Я очень рада, что Вика снова пришла к нам в гости. В прошлый раз мы говорили на такую интересную тему, как французская мода. А сегодня я бы хотела обратиться к непосредственной работе Вики, потому что она — персональный стилист. Можно посмотреть ее профиль в Инстаграме. Вика так характеризует свою работу: «Моя работа — это помогать людям адекватно самовыражаться с помощью одежды. А самовыражаться — это значит быть самим собой в соответствии с социальными задачами».
Я знаю, что у Вики — самые разные клиенты, разных возрастов и профессий. Они ведут разный образ жизни и даже живут в разных странах, поэтому у них у всех разные задачи. Что значит помогать людям в соответствии с их потребностями?
ВР: Это интересный вопрос. Действительно, это то, за что я условно выступаю от Профсоюза Стилистов, и за что я всегда бьюсь и сражаюсь. Я считаю, что персональный стилист — это не свободный художник, он не может просто так прийти к вам и сказать: вот я вас так вижу и ходите, пожалуйста, теперь каждый день в латексе!
Персональный стилист — это, по сути, инструмент, который помогает человеку выглядеть так, как он хочет и как считает необходимым! Например, у человека есть какие-нибудь новые карьерный задачи, и нужно выглядеть более статусно. Или ему хочется выглядеть более элегантно. Или хочется выглядеть моложе, интереснее, показать какие-то грани своей личности. Персональный стилист как раз и должен с этими задачами справляться, поэтому у нас это такая условная творческая профессия.
ММ: Получается, что стилист не должен навязывать свое мнение? И не должен превращать клиента в некое подобие себя?
ВР: Ну, да, правда, иногда бывают такие случаи, когда мы покупаем клиенту что-то, что есть и в моем гардеробе. И я всегда шучу, что я одеваю всех клиентов под себя. Но, конечно, нет!
Все равно, даже если стилист является большим профессионалом, имеет свои взгляды, бывает так, что мы покупаем одежду, которая лично мне, как человеку, не нравится совсем. Но я понимаю, что она отвечает неким стилистическим задачам, которые мы перед собой поставили.
ММ: Но это хорошо, когда у человека есть собственный стиль или он сознает, как он хочет выглядеть. А что делать, если человек как раз не представляет в чем его изюминка? И он как раз и хочет ее найти. Когда человек находится в поиске себя, что вы можете посоветовать в этом случае?
ВР: Искать! Я могу только посоветовать искать, потому что если мы не найдем, то вся дальнейшая работа: шопинг или составление лукбуков, костюмных ансамблей — все это бессмысленно! Это как копать от забора до обеда. Персональный стиль — это творческий проект, а в любом творческом процессе всегда есть идея и есть реализация. Идея без реализации — бессмысленна, потому что все, что мы себе в голове нафантазировали, а потом не сделали — этого не существует.
Но и реализация без идеи еще более бессмысленна! Делать непонятно что — невозможно! Есть, например, некоторые инструменты для того, чтобы помочь разобраться в себе и поискать то, что я называю «мое личное вдохновение». Инструменты, чтобы узнать, вот в чем я чувствую для себя какой-то кураж? Вот что я хочу показать миру и как я хочу рассказать о себе с помощью одежды? Для этого есть некоторые методики…
ММ: Ну, расскажите, может быть, вкратце об одной из них.
ВР: Одна из самых простых и понятных, но, тем не менее, очень эффективных методик — это попробовать подобрать себе прототип. Ну просто же надо с чего-то начать: подумать, присмотреть для себя какой-то прототип, но это не значит, что надо будет абсолютно его повторить. А просто обратить внимание на какую-либо женщину или мужчину, кинозвезду или вашу любимую писательницу, или любой другой персонаж, который вас будоражит и задает вам какое-то настроение. На него надо посмотреть и разложить на предмет одежды: а во что этот человек одевается? И, безусловно, прототип, конечно, должен более-менее соответствовать внешне. Например, если я вдруг решу, что мне нравится образ Моники Белуччи и начну сейчас его на себя примерять, то это не совсем адекватно получится. Но этого уже будет достаточно для того, чтобы начать. А когда дальше мы уже начнем в себе копаться и на себя это примерять, то вскоре поймем, что нам нравится. Но вот с этого надо начать и это может быть очень полезно.
ММ: А скажите, пожалуйста, а бывает ли такое, что ваши советы клиенты не приемлют? Даже те, которые явно идут им на пользу. Но просто внутреннe они это не принимают.
ВР: Конечно, и это бывает в 99% случаев! Потому что человек живет себе и живет, потом вдруг понимает: что-то не так и начинает хотеть как-то по‑другому. Если он сам знает, как надо по‑другому, то он сам все и сделает. А если он не знает как, то он приходит к специалисту. А дальше — то, что ему рекомендует специалист, может выходить за его собственный информационно-эстетический круг. И это может оказаться для него чем-то совершенно неприемлемым. Поэтому очень важно выбрать правильный темп: кто-то хочет двигаться маленькими шажками, а кто-то может сразу прыгнуть далеко.
Если темп выбрать неправильно и толкать человека на большие достижения, то изменить все практически невозможно. Лучше идти маленькими шагами. Почему я не верю в эти телешоу с переделками, когда сразу меняют людей кардинально? Потому что сложно людям принимать такие резкие телодвижения.
ММ: А бывает ли такое, что человек сам готов внутренне измениться или он уже придерживается какого-то своего стиля, но это не приемлют его окружающие? Например, работодатель, семья, друзья или подруги, которые осуждают: что это как ты так слишком ярко и вызывающе одеваешься? Вот что вы посоветуете в данном случае?
ВР: Это очень интересный вопрос, потому что никто из нас не рубль юбилейный! Ты не можешь одновременно быть всем мил и всем нравиться, даже то, как ты выглядишь! Поэтому нужно для себя определить, когда мы начинаем работать, свои референтные группы. И кто эти люди, чье мнение для меня важно? Например, если у нас есть стилистическая задача по карьерному росту, то мнение начальника и правила дресс-кода для нас будут важны. И спорить с этим глупо.
Или наши близкие: супруг, партнер, подруга… И, конечно, это логично, что мы хотим им нравиться, это нормально и на это мнение тоже стоит опираться.
Если вы ведете достаточно светский образ жизни, встречаетесь с подругами и обсуждаете какие-то новинки, это формирует большую часть вашей жизни, тогда мнение подруг будет важно. Но нужно понять для себя, где вот эта грань. И бывает так, что человек начинает меняться, а люди как-то настороженно начинают это воспринимать, но в этом тоже нет ничего страшного. Главное — понять, чье мнение мне действительно важно, а чьим придется немножечко пренебречь.
ММ: Вика, такой к вам еще интересный вопрос. С годами каждый человек неизбежно меняется. И, мне кажется, очень большую ошибку совершают многие женщины, которые, например, и в 40 лет хотят оставаться такими же, как они были в 18, и придерживаться того же стиля. Зачастую это смотрится немножко смешно, иногда даже грустно… А есть какие-то возрастные ограничения для стиля? И должен ли человек с годами неизбежно вносить в него какие-то коррективы?
ВР: Нет, я считаю, что не должен. Есть такое понятие, как актуальность образа. Вот есть у человека какой-то ярко выраженный свой стиль, и он пребывал в нем и в 20, и в 30 лет. И люди, его референтные группы, воспринимают его адекватно и гармонично в этой стилистике. Например, в мини-юбке. С течением времени фигура изменилась каким-то существенным образом, и эта юбка больше не выглядит на вас гармонично — ну, конечно, нужно что-то поменять.
Если по‑прежнему нет противоречия с собой и вашей референтной группой, например, ваш муж балдеет от того, что вы в 60 ходите в мини-юбке, и у вас нет задачи выходить на широкий социальный круг — выступать на конференциях, то почему бы и нет? Это ваше самовыражение и это ваше личное дело. Единственное, это если стоят задачи выглядеть на широкий социальный круг, то тут нужно всегда выглядеть современно. Потому что публика не прощает несовременности, если человек выглядит несовременно, то это будет вызывать ощущение дисгармонии.
ММ: А как быть с модными тенденциями? Вступают ли тренды в противоречие с индивидуальным стилем?
ВР: Это вы как себе сами разрешите! Сейчас мы живем в таком мире, когда тренды уже утратили значение. И нет сейчас ярко-выраженной стилистики. Ну, вот такая у нас культурно- политическая обстановка, что у нас не из чего продуцироваться новым веяниям моды.
И поэтому сейчас что мне не дай, я все обосную как модный тренд. Если мы посмотрим подиумные показы — там все, что хочешь!
Есть общая тенденция, широкая — к увеличению силуэта. Раньше мы носили юбки по колено, а теперь носим юбки до середины икры. Такой моды, как была в сороковых, пятидесятых или шестидесятых — уже нет. И поэтому не с чем вступать в противоречие, скажем так.
ММ: Вика, а дайте такой совет. Я понимаю, что не каждая наша слушательница может заиметь персонального стилиста. Все-таки для этого тоже нужно иметь определенный статус. С чего начать человеку, если он озаботился этим вопросом и хочешь каким-то образом скорректировать свой стиль? Куда обращаться? И чем руководствоваться?
ВР: Сейчас очень много информации, но я всегда за то, чтобы идти долгим путем. Лучше день потерять, потом за 5 минут долететь. Если вы действительно хотите свой уникальный персональный стиль, то я не поддерживаю чтение каких-то модных блогеров — это достаточно общая тема.
Если вы хотите покапаться в себе, тогда и покапайтесь в себе, подумайте: а какая я? И выпишите себе на листочек какая я есть? Внешне и внутренне, веселая или нежизнерадостная, закрытая или открытая. Выпишите, какой я хочу быть и где вот это пространство, куда я хочу развиваться. А потом сделайте себе мудборды: наберите картинок, которые отражали бы это восприятие. И посмотрите, в каких цветах это может быть. Это такая вот работа над собой и, на мой взгляд, очень интересная. И только потом уже смотрите в магазинах, что может отражать вот эту ауру и вот это вдохновение, которое вы в себе накопали.
И второе — это, конечно, развитие художественного вкуса. Оно всем вообще полезно. Это и просмотры красивых фильмов, красивых картин, и походы в музеи, и на различные шоу-показы. Во всеобщем доступе можно найти в интернете практически все подиумные показы.
ММ: Из нашего разговора я поняла, что персональный стилист — он же немножко и психолог, и немножко социолог. Я знаю, что по своей первой специальности Вика — социолог, поэтому все это будет в помощь тем женщинам, которые интересуются модой, хотят быть в тренде.
И я еще советую не забывать про журнал Burda, который дает множество советов по комбинированию различных вещей. Заходите на наш сайт burdastyle.ru, где вы найдете множество статей на эту тему, а на фотофоруме показать свои работы и показать свой персональный стиль, которые оценят читательницы. Заходите в нашу соцсети и слушайте наши подкасты на всех платформах: Apple, Google, в Яндекс.музыке. А с нами сегодня была персональный стилист Вика-де Рокко, я ее благодарю, до новых встреч! И я, главный редактор журнала Марианна Макарова.
ВР: Спасибо большое, Марианна! Хорошего дня всем!