В определенные времена и в определенных обстоятельствах слово «буржуа» — не комплимент, а буржуазность — отнюдь не положительное качество! Но великая мода в силах сгладить политические подтексты, оставив нам удовольствие наслаждаться стилями, история которых остается лишь историей, а не социально-экономическим высказыванием.
Скромное обаяние буржуазии
70-е годы прошлого века не были простыми и беззаботными временами (впрочем, едва ли хоть одно десятилетие человеческой истории можно счесть таковым!): нефтяной кризис, бесконечная война во Вьетнаме, сексуальная революция, контркультура и неоконсерватизм, левацкая свобода и буржуазная мораль…
Если же копнуть чуть глубже, окажется, что еще в XIX веке буржуазия окончательно стала прямым противопоставлением рабочему классу. В официальном словаре Французской Академии термин «буржуа» прямо и без обиняков трактуется как человек, принадлежащий к привилегированному среднему классу, который не занимается ручным трудом и извлекает выгоду и всевозможные бенефиты в свое удовольствие. Словом, буржуа рук не запачкает.
«Буржуа не работали и могли позволить себе наряжаться каждый день, в отличие от фермеров и рабочих, которые могли принарядиться в лучшем случае по воскресеньям в церковь», — рассказывает Флоренс Мюллер, историк моды и куратор Денверского музея искусств, — «Это в числе прочего и поспособствовало идеализации статуса буржуа, символизирующего финансовое благополучие и положение в обществе».
В любой модной реанимации старого сквозит ностальгия, но контексты неизбежно меняются. Поэтому развернувшуюся на подиумах контрреволюцию в духе традиционных ценностей следовало бы, конечно, называть необуржуа — для пущей верности. Но самая суть ее воссоздана дизайнерами самых разных модных домов (от Celine до предельно демократичного H&M) с любовной и бережной точностью. Право же, когда смотришь на фотографии моделей 70-х годов, складывается впечатление, что все это — забавная историческая мистификация, и все они, должно быть, наши современницы.
Чем бы ни было в действительности такое коллективное путешествие в прошлое, тоской ли по буржуазной стабильности в нашем переменчивом мире или же привычной для моды прогулкой по минувшим эпохам, но сегодня стиль буржуа вновь на подиумах.
«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»
Эта легендарная фраза, якобы сказанная Марией-Антуаннеттой, как нельзя лучше иллюстрирует буржуазную оторванность от проблем простого народа. Но дизайнеры, для которых семиотика богатства и респектабельности служит неизменным вдохновением, оставляют эту печальную риторику за скобками. Как же выглядит буржуазный стиль сегодня?
Приталенные жакеты, прихваченные деловитыми ремешками, юбки в длине миди, кюлоты, эффектные сдержанные блузки, чопорная клетка, дорогие кожаные перчатки и летящие шарфы — стиль буржуа не так-то просто описать в двух словах, но узнается он безошибочно. И дело тут вовсе не в цветах или тканях, не в конкретных фасонах и крое, а в общей ауре респектабельности, которая предпочитает не кричать о себе, но обозначать свой статус твердо и безапелляционно.
Каноническим модный глянец называет комплект, составленный из юбки миди, блузы с бантом (или с заменяющим его шарфом), жакета, часто в мужском стиле, в сочетании с ремнем и высокими сапогами. Цветовая гамма варьируется, но тяготеет к классическим цветам Max Mara, от орехового до верблюжьей шерсти, черному и серому.
Несмотря на внушительный исторический багаж сегодня этот стиль смотрится на удивление уместно и самодостаточно. Впрочем, в данном случае весьма кстати известное высказывание Джорджа Сантояна — кто забывает уроки истории, обречен на ее повторение.