Слово «кепи» немецкого происхождения (от kopf — голова), но в русский язык пришло из французского. Впервые это слово ввел в русский обиход Александр Иванович Герцен (который в свое время «разбудил декабристов»).
Первые модели представляли собой фуражку с маленьким твердым дном и прямым козырьком. В начале XIX века кепи были введены во французской армии генералом Лассалем и стали альтернативой военным киверам — тяжелым и неудобным, похожим на цилиндры головным уборам, но тоже с козырьком. Сначала козырьки кепи были округлыми, потом — квадратными, так как круглый быстрее размокал от дождя. Проще говоря, кепи стало разновидностью фуражки, только более удобной и элегантной.
С 1862 по 1881 год кепи были и в униформе русской армии. А в 1870-х годах стали головными уборами учеников классических гимназий и реальных училищ. Во Франции и сейчас кепи с цилиндрической тульей носят военные, полицейские и студенты.
Мода на кепи
В начале ХХ века кепи стало модным атрибутом золотой спортивной молодежи и аристократии Запада и всего мира. Его носили первые летчики, автомобилисты, а вскоре к ним присоединились художники, кинозвезды, поэты, светские щеголи…
Другая кепка, или «бини» — от английского beanie, которая своей формой похожа и на бейсболку, и на «шоферскую» кепку, появилась в Америке в 40-е годы XX века. Это был головной убор «голубых воротничков» — сварщиков, механиков, строителей, которым было неудобно носить шляпы, но требовалось защищаться от солнца и убирать волосы.
В Россию кепка массово пришла после революции, в эпоху индустриализации, сменив буденовки и офицерские фуражки гражданской войны. Достаточно посмотреть любую хронику тех лет, любую фотографию — люди сплошь в пролетарских кепках. Казалось, кепки носили все: вожди (и главный из них — Ленин), поэты, ученые, спортсмены и спортсменки. Девушка в кожаной куртке и кепке — типичная героиня первых советских фильмов и пьес. Словом, новые люди новой страны надели кепки, ну, а те, кто ощущал внутреннюю связь со старым миром… остались в шляпах.
Вторая мировая война резко отменила моду. Все, носившие прежде кепки, надели каски и пилотки. Но уже вскоре после войны любимая кепка вернулась в народ. Шляпы, как всегда, остались за творческой интеллигенцией. А демократичная кепка снова стала головным убором оппозиции — ее носили Солженицын, Ростропович, Бродский… Таким образом, кепка стала фишкой новой моды свободной интеллигенции.
Бейсболка
Время шло, мир менялся, и пацифистский девиз «О спорт, ты — мир!» приобрел глобальный смысл. Мир реально стал спортивным, а стиль sport — мировой модой. И вот тут-то появилась бейсболка — круглая тулья, «обнимающая» голову, длинный округлый умеренно жесткий козырек, — которую многие по ошибке или, скорее, по привычке называют кепкой. Но мы будем все-таки различать. Название бейсболка получила от американской одноименной игры. Козырек ее защищал глаза игроков от солнца лучше, чем жокейская шапка и соломенная шляпа. Вскоре бейсболку стали носить даже те, кто не имел никакого отношения к спортивным играм. Сначала — бейсбольные болельщики. За каждой командой, как и сейчас, был закреплен конкретный цвет, и по бейсболке можно было определить, за какую команду болеет тот, кто ее носит.
Со временем этот аксессуар стал атрибутом и звездных личностей — козырек и темные очки облегчают им жизнь, спасая от папарацци.
В нашу страну бейсболка попала в начале 90-х, с падением железного занавеса, на волне западных модных тенденций как своеобразный символ западной раскрепощенности и демократичности.
Неверно считать бейсболку атрибутом лишь спортивного стиля. Конечно, она прекрасно сочетается с джинсами и спортивным костюмом, но этот головной убор может быть и гламурным, ведь теперь кепки украшают стразами, аппликациями, вышивкой и принтами. Кепи и бейсболки носят с шортами, джинсовыми юбками, брюками и даже с задорными платьями, а летом — с сарафанами.
Статья опубликована по материалам журнала «Добрые советы» 4/2014
Текст: Ольга Кононова. Фото: взяты с fashionserverpluto, коллекция осень-зима — 2013/2014; Diomedia.com.
Материал подготовила Юлия Деканова