Сначала — немного о фильме
Постер к фильму «Маккуин»
Создатели фильма режиссёр Айан Бонот и сценарист Питер Еттедги называют свою ленту «настоящим эмоциональным путешествием» и «необычным фильмом о необычном человеке». По их словам, они постарались рассказать историю дизайнера не только через светлые, но и через непростые моменты его биографии, при этом относясь к памяти Маккуина максимально бережно и уважительно: «Можно было сделать что-то таблоидное и сенсационное, но нам хотелось, чтобы в центре сюжета была его работа, а его жизнь была рассказана через его шоу».
Трейлер фильма:
Бонот и Еттедги признают, что работать было сложно, порой приходилось проводить близкие к детективным расследования. Изначально у авторов не было доступа к архивам дизайнера, а члены его семьи отказывались говорить с ними. Но после, поняв серьёзность намерений исследователей и их настрой, коллеги и близкие Маккуина пошли на сотрудничество. В итоге 111-минутный фильм содержит съёмки шоу дизайнера, в том числе его ранние показы, архивные видео, запечатлевшие самого Александра, и фрагменты интервью с теми, кто хорошо знал его или работал с ним рядом.
На вопрос, чему можно научиться, посмотрев фильм «Маккуин», сценарист Питер Эттедги отвечает: «Тому, что невозможное может стать возможным. Что ты можешь создать свой бренд, даже если у тебя нет денег и связей в мире моды. Что ты можешь из дерева и металла сделать ткань. Что ты можешь».
Теперь — об Александре Маккуине: 10 фактов из биографии дизайнера
Александр Маккуин
1. Маккуин (полное имя — Ли Александр Маккуин) родился в Лондоне 17 марта 1969 года. Он был младшим в семье с шестью детьми.
2. Проявлять свой талант к созданию одежды Маккуин начал в совсем юном возрасте — как вспоминал он сам, первое платье он нарисовал чуть ли не в три года. Всё детство будущий дизайнер придумывал и рисовал одежду. Биографы пишут, что родителям эти увлечения сына не нравились. При этом другие биографы сообщают, что именно мать Маккуина Джойс способствовала выбору профессии сына. Она увидела в новостях сюжет о том, что на знаменитой улице ателье и мастерских Сэвил-роу не хватает молодых портных, и рассказала об этом Маккуину — раз уж он так увлечён созданием одежды, что занимается этим даже на уроках, пусть попробует.
Александр Маккуин и его мама
3. Образование Маккуина, и среднее, и профессиональное, было неполным. В 16 лет он бросил школу и устроился стажёром в ателье Anderson & Sheppard на той самой Сэвил-роу. После он работал в другом ателье, затем — в мастерской театрального костюма. В двадцать Маккуин попадает на работу к дизайнеру японского происхождения Кодзи Тацуно. Год спустя он отправляется в Милан, чтобы стать ассистентом дизайнера Ромео Джильи. Затем он вернулся в Лондон, намереваясь стать преподавателем кроя в колледже искусств и дизайна Central Saint Martin’s. Там его эскизы увидела основательница MA Fashion Бобби Хиллсон, назвала их идеальными и предложила ему самому стать студентом — притом, поступить сразу в магистратуру, минуя предыдущие ступени.
4. Кстати, считается, что опыт Маккуина, полученный им в юности во время работы в театре, значительно помог ему впоследствии. В театральной мастерской он шил в том числе костюмы по оригинальным лекалам XVI века — спустя годы эти вещи вдохновляли его во время создания коллекций Alexander McQueen.
4. Дипломная коллекция Маккуина называлась «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв» (изучая свое генеалогическое древо, Александр узнал, что его дальняя родственница владела гостиницей, в которой серийный убийца совершил одно из преступлений). Коллекция вызвала резонанс в прессе и произвела сильное впечатление на известного стилиста Изабеллу Блоу, которая захотела купить её всю.
5. Впоследствии Изабелла Блоу стала «феей-крёстной», музой и другом Маккуина. Именно она предложила дизайнеру взять для представления на публике его второе имя Александр (прежде Маккуин называл себя Ли). По мнению Блоу, «Александр Маккуин» звучало «более шикарно», чем «Ли Маккуин».
6. Маккуин считается изобретателем брюк-бамстеров, поначалу шокировавших публику. Он показал их в 1993 году. Посадка у штанов была столь низкой, что сзади можно было наблюдать ложбинку меж ягодицами. Сам же дизайнер говорил, что таким приёмом он «не собирался показать зад», а просто хотел визуально удлинить фигуру, плюс — утверждал, что стремился обратить внимание не на ягодицы, а на нижнюю часть спины, считая это место тела «самым эротичным».
7. Вообще, в любви к эпатажу и умении удивить даже самых искушённых ценителей моды Маккуину не было равных. Он заворачивал моделей в целлофан, надевал на них наручники, покрывал платья дохлой саранчой и грязью, «раздирал» одежду, обнажая то, что традиционно скрыто, и добавляя окровавленных бинтов. При этом то, что на первый взгляд казалось хулиганством, имело концептуальный смысл, часто — отсылающий к социальным проблемам и противоречиям современного мира.
8. В 1996-м Маккуину предложили занять место креативного директора Givenchy. Дизайнер, прежде неоднократно отрицательно отзывавшийся и о работе на корпорации вообще, и о пригласившем его бренде в частности, согласился. Впоследствии он говорил, что сделал это ради денег, чтобы заработать на развитие собственного бренда. Тем не менее, за время работы с маркой её продажи и популярность выросли. Возможно, это было связано также с тем, что, работая на знаменитый бренд, Маккуин не оставил своего амплуа enfant terrible и продолжал экспериментировать. Кстати, именно в годы сотрудничества с Givenchy Александр трижды получил титул лучшего британского модельера года. Всего у Маккуина 4 таких титула (1996, 1997, 2001, 2003) + звание Командора Британской империи (2003) + звание «Дизайнер года» Совета дизайнеров Америки (CFDA) (2003).
9. В 2001-м Маккуин ушёл из Givenchy и начал сотрудничество с Gucci, продав дому 51 процент акций собственного бренда и став креативным директором марки своего имени. Дизайнер продолжал эпатировать публику. Черепа (кстати, считается, что именно Маккуин ввёл моду на них), перья, маски, чучела, клоуны, фонтаны краски, карусели, потоки дождя, фантасмагория, готика, футуризм — чего только не было на его показах, каждый из которых становился долгожданным обсуждаемым шоу. Кстати, при этом сам Маккуин всегда одевался просто — рубашки, майки, олимпийки, джинсы, кроссовки или «мартенсы».
10. Александр Маккуин был найден мёртвым в своей квартире 11 февраля 2010 года. Расследование заключило, что это было самоубийство. Биографы считают, что причинами этого события и предшествовавшей ему депрессии стали в том числе самоубийство Изабеллы Блоу в 2007-м и смерть матери дизайнера, произошедшая за несколько дней до его ухода из жизни. На поминальную службу Александра Маккуина пришло больше 2,5 тысяч человек. В мае 2011-го в нью-йоркском Метрополитен открылась выставка избранных произведений Маккуина. За три месяца работы она стала самой посещаемой выставкой в истории музея. Компания Gucci после смерти дизайнера приняла решение сохранить его бренд. Марку возглавила Сара Бёртон, с 1997 года работавшая с Маккуином, а с 2000-го — отвечавшая за линии женской одежды марки. Именно Бёртон создала платье, в котором Кейт Миддлтон в 2011 году вышла замуж за принца Уильяма.
Фото: кадры из фильма «Маккуин»