Фото: Elie Saab
История пайеток насчитывает не одно тысячелетие — и в ней есть немало славных страниц. Сегодня мы предлагаем вам вместе с нами отправиться в небольшой экскурс в прошлое этого привычного декоративного элемента!
1. Древние египтяне украшали одежду протопайетками еще в XIV в. до н.э.
Самые древние свидетельства об использовании прообраза золотых пайеток восходят к 2500-м годам до н.э. и относятся к археологической культуре Кот-Диджи в Пакистане. Однако более предметные образцы были найдены в 1923 году в гробнице Тутанхамона. В усыпальнице фараона, правившего в 1332−1323 годах до нашей эры, обнаружились роскошные одежды, расшитые золотыми дисками, напоминающими современные пайетки.
Фото: Говард Картер, первооткрыватель гробницы Тутанхамона, осматривает вместе с помощником внутренний золотой гроб Тутанхамона, 1925 г.
Такая отделка должна была способствовать финансовому благополучию фараона даже в загробном мире, но использовалась она, безусловно, и при жизни правителя.
Любопытный оммаж древнеегипетской истории пайеток можно найти в кутюрной коллекции Zuhair Murad от 2020 года:
2. Пайетки и монетки — больше, чем просто рифма
Древний вариант пайеток был намного ближе к монетам, чем к пайеткам в их современном прочтении и виде. Более того, английское название sequin восходит к арабскому sikka и более позднему итальянскому zecchino — оба слова обозначают золотые монеты в соответствующих культурах.
В этом контексте также уместно вспомнить о китайских монетах цянь с отверстием в центре. Как правило, цяни отливали из бронзы, реже — из меди, латуни, железа, и использование таких прочных металлов привело к удивительному культурному смешению. Тлинкиты, индейский народ, проживающий на юго-востоке Аляски и в прилегающих частях Канады,
Тлинкиты получали монеты от морских торговцев в обмен на шкуры и верили, что в бою они защитят как от колющего оружия, так и от пуль. Кроме того, китайские монеты считались символом богатства и ношение их повышало престиж владельца, демонстрируя окружающим его успехи в торговле.
Фото: тлинкитская броня с шевронным узором из китайских монет
В данном случае связь с пайетками косвенная, но, согласитесь, декоративный эффект очень схож!
3. В XV веке Леонардо да Винчи придумал машину для изготовления пайеток
В промежутке между 1480 и 1482 году знаменитый гений и изобретатель набросал чертеж машины, которая с помощью системы рычагов и фрикционных колес вырубала бы пайетки из металлического листа.
Набросок машины сейчас хранится в Амброзианской библиотеке в Милане
Доподлинно неизвестно, принадлежала эта идея самому да Винчи или он разрабатывал чужую концепцию. Также история умалчивает, предпринимались ли попытки воплотить эскиз в реальность и даже почему да Винчи вообще заинтересовался такой вроде бы тривиальной вещью, как пайетки. Позволим себе слегка пофантазировать о том, какие события могли к этому привести!
Лодовико Сфорца, герцог Милана, стал одним из покровителей Леонардо как раз в 1482 году. Миланский двор в те годы был практически такой же модной меккой, как и в наши дни — и пайетки там ценили по достоинству. Их производством занимались известные и уважаемые в городе ремесленники, причем пайетки положено было изготавливать из драгоценных металлов (позолоченные также допускались). Однако спрос на них был так велик, что в городе начали появляться «фальшивопайеточники» — в том же 1482 году Миланская гильдия ювелиров даже создала петицию, осуждающую мастеров, делающих пайетки из меди и латуни и тем самым подрывающих репутацию всего города.
Вполне возможно, что на фоне этих событий пайетки и попали в фокус внимания Леонардо да Винчи.
4. Пайетки из природных материалов были весьма популярны в разных культурах
В 1888 актриса Эллен Терри, знаменитая исполнительница женских ролей в пьесах Шекспира, появилась на сцене в роли леди Макбет в роскошном платье. Его украшали сотни переливчатых зеленых надкрыльев жуков, которые называются златки.
Слева: портрет Эллен Терри в роли леди Макбет кисти Джона Сингера Сарджента, 1889 г.
Справа: отреставрированное платье, на данный момент хранится в доме-музее Смолхайт-Плейс, Англия
Еще один яркий пример «альтернативных пайеток» — рыбья чешуя, ставшая популярным способом декора в XIX веке в Англии. Вымоченная в холодной воде чешуя размягчалась, благодаря чему можно было с помощью иглы проделать в ней отверстия для пришивания. Также можно было придавать ей различную форму, поэтому чешую активно использовали в вышивке, создавая с ее помощью весьма любопытные работы. Еще более дорогой материал пресноводно-морского происхождения — натуральный перламутр.
5. В XIX веке пайетки производили из желатина
Подобные пайетки изготавливались следующим образом: желатин, произведенный из коллагена с помощью уксусной кислоты, в виде плотного геля распределялся по металической пластине. Цвет добавлялся либо с помощью красителя, растворенного в еще жидком желатине, либо с помощью цветного ламинирования поверх уже застывшего слоя. Из затвердевшего желатина в дальнейшем вырубались пайетки.
Наиболее ранние сохранившиеся изделия, декорированные желатиновыми пайетками, были созданы в районе 1900 гг, но упоминания о них можно найти в прессе уже в 1890-х гг. Популярность пайеток из желатина постепенно росла, достигнув пика к 30-м гг.
Фото: вечернее пальто, 1910, Рейксмузеум, Амстердам
Досадным минусом (если не считать довольно токсичных пигментов на основе свинца) желатиновых пайеток оказалась их нестойкость перед лицом тепла и влаги. Сохранности наряда угрожал не только дождь и попытка их постирать, но и жаркие объятия. Даже удивительно, что интерес к этому ненадежному декору продержался столько лет!
6. Маленькая ацетатная революция
Благодаря Герберту Либерману, основателю компании Algy Trimmings Co., пайетки вышли на новый уровень развития. В сотрудничестве с компанией Eastman Kodak он нашел способ создавать относительно дешевые и легкие по весу пайетки. Ацетатная пленка с одной стороны покрывалась настоящим серебром, на которое затем наносился слой прозрачных чернил нужного оттенка, другая сторона пленки также подкрашивалась. Свет, проходя через чернила и пленку попадал на серебро и отражался, радуя глаз красивыми переливами. Единственным недостатком их была повышенная хрупкость, но в 1952 году эту проблему удалось решить. Особое покрытие под названием майлар сделало возможным стирку изделий с пайетками даже в стиральной машинке — хотя ручная стирка и по сей день более предпочтительна.
7. Многие дизайнеры использовали пайетки, но Королем пайеток называли только одного
Какие бы прекрасные наряды с использованием пайеток ни создавали Шанель, Пако Рабан, Ив Сен-Лоран и другие именитые кутюрье, титул Короля пайеток достался Бобу Маки, талантливому и чрезвычайно плодовитому американскому дизайнеру и костюмеру.
Слева: Шер и Фарра Фосетт, 1976 г.
Справа: Энн-Маргрет, 1995 г.
На заре карьеры Маки посчастливилось поработать с Эдит Хед, что не могло не оказать на него большого влияния. Впрочем, его дальнейший творческий путь едва ли назовешь менее впечатляющим. Маки работал над платьем для Мэрилин Монро, в котором она выступала на дне рождении Джона Кеннеди, создал множество нарядов: для Шер, Тины Тернер, Уитни Хьюстон, Мадонны, Вупи Голдберг, Элтона Джона, Лайзы Минелли, Бетт Мидлер и многих, многих других. Кроме того, он долгие годы работал над созданием нарядов для фильмов, телешоу и даже шоу в Лас-Вегасе.
Слева: Митци Гейнор
Справа: Шер, Элтон Джон и Дайан Росс на церемонии вручения Грэмми-1976
Дизайнер получил 9 премий «Эмми», 3 номинации на «Оскар» и премию Джеффри Бина за выдающиеся достижения. И весь его творческий путь озаряло ослепительное сияние пайеток!