Когда на подиумах и в рекламных компаниях начали появляться модные коллекции для людей с физическими особенностями — случилось это совсем недавно, в 1999 году, — сразу же возникли споры, которые не умолкают и до сих пор: мол, не лучше ли нам заняться постройкой пандусов, изготовлением инвалидных колясок, удобных протезов, обеспечить инвалидов возможностями полноценного обучения и предоставить им рабочие места…
А когда дочь моей знакомой попала в автокатастрофу и ей после реабилитации понадобится косметический протез, то они напрасно искали его в нашей стране: пришлось ехать за ним в Германию, а перед этим год собирать нужную сумму, ведь для наших судов «косметический» протез — ненужная игрушка… Слава Богу, эта история относительно благополучно завершилась: девушке удается удачно маскировать небольшой изъян во внешности, и теперь она очень любит ходить по магазинам, покупать красивую одежду, но психологическая травма все равно осталась и она до сих пор чувствует себя «другой».
Но если подумать — какие же они «другие», а тем более «чужие»: они живут рядом с нами, у них те же желания, те же стремления, многие из них обладают незаурядными способностями. Промолчу уже про их силу воли, терпение, целеустремленность.
Многие ли из нас смотрели Паралимпиаду? Многие ли восхищались и любовались ее участниками и участницами? Многие ли слышали о модных дефиле Bezgraniz Couture International Fashion & Accessoire Award (международный конкурс дизайна одежды для людей с особенностями строения фигуры)?
А кто-нибудь слышал об Эйми Маллинз? Эта красивая американка с ампутированными в детстве ногами — рекордсменка в беге и прыжкам в длину (Паралимпиада 1996 года). После этой победы она попала в список 50 самых красивых людей мира по версии журнала People. Три года спустя фотограф Ник Найт по заказу дизайнера Александра Маккуина сделал фотосессию с Эйми в роли сломанной куклы. Затем Эйми Маллинз не раз принимала участие в модных, а для одного из них Маккуин сделал для нее специальные протезы в форме деревянных сапог на каблуках (теперь у Эйми целая коллекция специальных протезов — очень дорогая коллекция!).
А знаете ли вы, что такое проэстетика? Это симбиоз протезирования и дизайна, когда протезы превращаются порой в настоящие произведения искусства. Да-да, во многих странах мира протезы рассматриваются как модный аксессуар, который не прячут от посторонних глаз. Элегантный корсет с перфорацией для позвоночника, крыло из перьев и цветов для отсутствующей руки — фантазия художников моды порой кажется, мягко говоря, избыточной. Но благодаря им инвалидность постепенно утрачивает статус ущербности. Да и Эйми Маллинз уже не единственная фотомодель — Келли Нокс, к примеру, несмотря на отсутствие предплечья, стала востребованной моделью, после того как победила в конкурсе красоты Britain Missing Top Model.
Вы слышали, кстати, что рекламные акции на Паралимпиаде в Ванкувере 2010 года проходили под лозунгом «Побереги свою жалость для соперника!» И вот в прошлом году одежду в коллекции Principles демонстрировали уже два паралимпийских чемпиона: Келли Нокс и спринтер и прыгунья в длину Стефания Рейд.
А вот сухие цифры: во всем мире около 15% людей имеет ту или иную форму инвалидности — временную или постоянную.
Дизайнеры, которые разрабатывают одежду для людей с физическими особенностями, убеждены, что мода им нужна тоже! Может быть, фарфоровая шина с цветочным декором для сломанной руки — излишество, но те, кто, к примеру, прикован к инвалидной коляске (неважно, на какой срок), тоже обязаны хорошо выглядеть, и с этим трудно не согласиться.
Многие высказывают мнение, что модные показы должны быть совместными. Но — одежда для людей с ограниченными возможностями (физическими особенностями) все же прежде всего обязана быть практичной и функциональной: она должна облегчать человеку самообслуживание, либо облегчать труд тому, кто обслуживает его. Здесь важен не только стиль, но и специальные знания. Особое внимание уделяется индивидуальному крою, но не менее важно учитывать и другие требования. Например, для людей с синдромом Дауна шьют одежду с легкими застежками из приятных на ощупь тканей. Для людей с ДЦП одежда должна быть прежде всего удобной в момент надевания-снятия. Для людей с ампутациями одежду необходимо легко снимать и надевать. Для людей в инвалидной коляске ткань не должна наматываться на колеса, а крой должен напоминать трансформер, который можно надеть в положении сидя. Брюки для мужчин в инвалидной коляске должны быть скроены так, чтобы в них было удобно сидеть — с вытачками в области колена, с более высокой линией талии, с увеличенной длиной. Пиджаки же, наоборот, должны быть укорочены, а рукава не должны ограничивать свободу движений.
И при этом старания дизайнеров направлены на то, чтобы внешне все эти наряды невозможно было отличить от классической одежды. Конечно, такие вещи не дешевы — индивидуальный пошив,
Фото: PR, imax/de. Модели: Debenhams, AlexanderMcQueen, DamianSallivan, HarlyHaggen, Эйми Маллинз, Келли Нокс, Стефания Рейд, Шаннон Мари, Мигель Анжело, коллекции: Валентин Волков, Маша Шароева, Янина Урусова.
Материал подготовила Елена Карпова.