«Ночью и днем надо мною упорно,
Гулко стрекочет швея на машинке.
К двери привешена в рамочке черной
Надпись короткая: «Шью по картинке»».
В. Ходасевич. «Швея». (1917 год)
Гулко стрекочет швея на машинке.
К двери привешена в рамочке черной
Надпись короткая: «Шью по картинке»».
В. Ходасевич. «Швея». (1917 год)
Перефразируя сразу Ильфа и Петрова, и Карла Лагерфельда, скажу: «не делайте из пальто культа, это всего лишь предмет одежды». Конструктивные особенности его нам хорошо известны, но как сей предмет создать? Итак. У нас есть идея и концепт как средство воплощения идеи. Однако нам все же нужно понять кое-что еще. Пальто — предмет одежды. Конечно, мы сошьем настолько необычное пальто, насколько это будет возможно, но не пугайтесь, это будет именно пальто, не какое-нибудь там, а НАШЕ собственное. И пусть по фотографиям.
На фото справа пальто из коллекции Fendi Pre-Fall 2015. При тщательном анализе модели выяснилось, что оно без подкладки! Совсем! Срезы припусков швов, как и внутренние срезы подбортов, низа, и все остальные обработаны косой бейкой. Это, конечно, вариант, но не мой. Когда это касается обработки пальто из шерсти. И здесь со мной, наверное, многие согласятся.
Мы не так часто надеваем эту душегреющую вещицу из гардероба поверх легкого шелкового платья, разве что по особым случаям. Твид, букле, драп и прочие пальтовые материи, в большинстве случаев «сработают как репейник», зацепившись своими крохотными волосками за шерстяной пуловер, или кардиган из тонкого кашемира. В общем, шерсть к букле — котенком к щеке не прильнет!
Кроме того, что не скользнет, а будет тормозить как несмазанная лыжа, так еще и сморщится пальто, как добропорядочная фея при виде гоблина! Сколько сразу сомнений возникает и они всегда хаотичны. Займемся приведением в порядок если не хаоса, то собственных мыслей.
Так вот, у Fendi — без подкладки, а в моем пальто ей БЫТЬ! Но желание сохранить извлеченную инварианту (сделать открытыми подгибку низа пальто и рукавов), не покинула меня, а стало быть, так и будет.
Все это нужно реализовать. У Fendi я взяла само пальто. А вот какую использовать технику, чтобы воплотить в жизнь внезапно ставшие ощутимыми мысли? Конечно, ту, которую использовала сама Габриэль Шанель! «Едва уловимая стежка».
Мягкий, хорошо драпирующийся французский твид и итальянский шелк с чуточкой эластана, «скованные» одной нитью, при этом никаких клеевых. Что может быть лучше? Да ничего!
Техника исполнения выбрана. Но прежде, чем приступить к раскрою пальто, я отшила макет-пробник. Плотная бязь мне в помощь! Все корректировки, уточнения, подгонки выполнила на макете. (В процессе пошива все эти манипуляции сделать затруднительно, практически невозможно). Это как если знаменитый десерт Gâteau «Opéra» от Gaston Lenôtre, например, разложить на отдельные слои, а потом попробовать его собрать снова. Не выйдет! Пропадет вкус!
Декатировка ткани
После того, как разобралась с посадкой «пальто из бязи», можно бы приступить к раскрою, но сначала обязательная принудительная усадка ткани, так называемая декатировка (влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем). При выполнении такой операции ткань усаживается, напряжение волокон в ткани стабилизируется, а также выполняется дополнительная химическая и термическая фиксация краски.
С твидом я всегда поступаю так: разложив на плоской поверхности отрез ткани, усердно сбрызгиваю его водой с помощью распылителя, складываю и убираю в пакет, который туго завязываю на всю ночь. С утра по слегка влажной ткани прохожусь парогенератором с изнаночной стороны. Утюжу исключительно по долевой нити, не иначе. После ткани дать «как следует» высохнуть, после чего можно и раскроить.
Шлица от Burberry своими руками
Теперь шелк. Здесь тоже все просто, просто действовать надо аккуратно. Увлажнив простыню, раскладываю на ней шелковый отрез и сворачиваю «в рулон». Оставляю на 5−6 часов, затем шелку необходимо дать слегка просохнуть. И вот когда он еще чуть увлажнен, с изнаночной стороны прохожу по нему утюгом на низких оборотах без пара.
Органза. Здесь еще проще. Просто замочить в теплой воде на 30 минут, затем, не отжимая, (чтобы не образовались заломы), развесить ее на жесткой перекладине (никаких веревок!) в расправленном виде. Cлегка влажную органзу проутюжить с изнаночной стороны. То же самое с батистом.
В качестве прокладочных материалов шелковая органза двух видов и с тем же составом батист. Приклад должен соответствовать! Все той же текстуре ткани.
На деталях спинки — батист, верхняя часть полочек — органза поплотнее, нижняя — все тот же батист, детали рукавов, как и их обтачки — опять органза, на подбортах — органза потоньше. Нижний воротник — воротничковая бортовка, верхний обработан батистом. Куда и какой прикладной материал «ставить», где исполнить crescendo, чтобы потом уйти в diminuendo, мне диктовала сама ткань.
Шелковые органза и батист позволили сохранить пластику основной материи, ее динамику.
Теперь переходим к раскрою. Все детали пальто (к ним я отношу, в том числе, и детали из органзы, батиста и подкладочного шелка) выкроены с припусками 2 см. Кто-то напишет или уже однажды писал, что в этой технике надо все 5! Не знаю, может быть… но я и с двумя справилась. У деталей из органзы все срезы обработала клеем Fray Check, чтобы в процессе не осыпались.
СТЕЖКА. CHANEL — GENIUS LOCI (гений места; дух покровитель)
Сколько я всего слышала, что мол, секреты Шанель, это такие секреты, которые чуть ли не сам Шелленберг засекретил, и даже теперь, если сунешь свой любопытный нос, как это сделал Буратино, то вместо кукольного театра, увидишь сверчка в мундире судебного пристава с приказом: «низззя»!
Прислушайтесь! Принимаясь за непростое дело, почувствуйте, один взмах крыла вашего ангела-хранителя и, как дух Диора, являвшегося проверять работу его портных по ночам, так витает и обитает незримо дух Madame там, где чтут ее заветы.
Итак, стежка… В моем варианте она горизонтальная, продиктованная рисунком ткани. Рассказываю и показываю на примере сборки деталей спинки (присутствует средний шов).
Всего 6 деталей, выкроенные с одинаковыми припусками, которые составляют 2 см. Из основной ткани, шелкового батиста и шелкового подкладочного шелка. Почему батист в качестве прокладочного слоя? При всей его легкости и воздушности, он остается достаточно плотным, при этом невесомым, гладким, нежным, натуральным.
Детали из батиста, во‑первых, укрепляют пальто в верхней части спины, препятствуя растяжению ткани в области лопаток и обеспечивая ровную поверхность ткани на этом участке. Во‑вторых, (поскольку моя ткань подвижная и местами рыхлая), стабилизируют нити ткацкого переплетения. В-третьих, шелковый батист настолько уникален по своим свойствам, что там, где надо добавить объем, он это сделает, при этом, не навредив тем участкам, где плотность вполне устраивает. Визуально этого вы не увидите, а вот на тактильном уровне данную информацию прочитать можно (в моем случае объем в ткани меняется по мере смены рисунка из-за разной толщины прядильных нитей. Без укрепления низа дублирующим слоем никак).
Ну и в-четвертых. Никаких клеевых кромок вдоль срезов пройм, горловины, линии плечевого шва
Продолжим.
На изнаночную сторону детали спинки накладываем деталь, выкроенную из батиста. Совместив детали по контурам, прокладываем горизонтальные линии сметочных стежков, через каждые 6−7 см, начиная от линии талии, и затем двигаясь вверх и вниз. Затем проложить сметочные стежки по абрису детали (вдоль срезов линий горловины, плеча, проймы, бокового шва, низа и среднего шва спинки). Таким образом, мы надежно зафиксируем первоначальные два слоя ткани.
Я использую специальные хлопчатобумажные нитки для сметывания, которые легко удаляются и не оставляют следов проколов.
Далее к сметанным деталям спинки накладываем изнаночной стороной деталь, выкроенную из подкладочного шелка. Совместив контуры, скалываем детали по абрису булавками.
Затем прокладываем длинные сметочные стежки вдоль детали, чтобы зафиксировать слои ткани между собой. Чтобы никоим образом не навредить шелку, на этот раз бисерной иглой, в которую заправлена оверлочная нить (не текстурированная).
Мастер-класс: карман в стиле карго с пряжкой рамкой-регулятором
Теперь там, где у нас булавки, прокладываем сметочные стежки. С булавками перемещать ткань в процессе стежки будет затруднительно. Контур детали «зафиксирован сметкой», необходимо «наметить» границы участка, где будет проложена стежка. Отступив по 5 см от срезов, делаем разметку вдоль линий горловины, плеча, проймы, бокового шва, низа, среднего шва спинки. Для разметки я обычно использую самоисчезающий маркер. По маркерным точкам прокладываем частые сметочные стежки. Таким образом, мы намечаем границы области простегивания. За них не заступать!
Внутри границ размечаем длинными сметочными стежками линии стежки, прокладывая их по лицевой стороне.
Переходим к стежке. В моей машине присутствует система IDT (встроенный верхний транспортер), проще, шагающая лапка. Без нее никуда! Идеальное приспособление для стёжки! Не надо уменьшать давление лапки на ткань, не надо протягивать ткань вручную. Верхний транспортер позволяет одновременно перемещать нижний и верхний слои ткани. Равномерно прошивает, предупреждает стягивание шва (соответственно никакой усадки ткани), слои ткани относительно друг друга не смещаются. Если в вашей машине это «чудо» не предусмотрено, его можно приобрести отдельно. Попробуйте, результат будет на лицо. Ну, или на изнанку!
Длина стежка — 3,5 см. (У Chanel в некоторых пальто, жакетах видела и бОльшую длину стежка).
Нитки для стежки — тоненькие швейные Madeira. Верхняя нить заправлена в тон шелка, нижняя — в тон основной нити верхней ткани. Почему не наоборот? Дело в том, что стежку я прокладывала со стороны подкладочного шелка. И это условие, опять продиктованное особенностями моей ткани. В полотно частыми рядами вплетена продольная нить, (если, конечно, ее можно назвать таковой), по своей текстуре напоминающая пленку из старых кассет для магнитофона (кто помнит?!). Так вот, машинная игла с таким «магнитно-ленточным» материалом отказалась вести диалог. «Кассетная жила», будто «видя» иглу воочию, цеплялась за острие и закручивалась вокруг него. Стоило только попробовать перевернуть деталь шелком вверх, все пошло как по маслу. Словно игла, не видя сей «ужас», просто «вскользь» игнорировала его и строчила себе дальше))).
Однако многие рекомендуют прокладывать строчки именно по лицевой стороне основной ткани, да та же Сьюзен Хейлдж. Это и понятно. В «объемном фактурном» твиде, (который обычно мы видим в коллекциях Chanel), прокладывая строчку по его лицевой стороне, проще контролировать попадание машинной иглы между нитями переплетения, особенно на прямых участках. Строчка как бы «утопает» в прядильных нитях ткани и ее не видно. Но этого же эффекта можно достигнуть и стачивая детали со стороны шелка, просто необходимо прокладывать строчку четко по копировальным сметочным стежкам.
Продолжим… Строчки простегивания, ряд за рядом, начинаем выполнять снизу вверх, двигаясь от линии низа к горловине. Первую строчку прокладываем точно по линии подгиба низа изделия. Для чего? Об этом я расскажу чуть позже… Напомню, строчки выполняем, отступив в начале и в конце по 5 см от срезов. Швы без закрепок! Концы нитей в начале и конце строчки оставляем длиной примерно 15 см.
Карманы в «халатном» стиле для пальто
Важно! Необходимо прокладывать строчки простегивания симметрично на обеих деталях спинки. Чтобы потом, стачав детали по линии среднего шва, они были на одном уровне.
Удалив всю сметку после выполненной стежки, необходимо тщательно закрепить концы нитей между слоями тканей. Для этого вытягиваем концы нитей между шелком и батистом, и делаем так называемый «узелок ювелира» (именно его используют в ожерельях (например, в жемчужных)). Обрезаем концы нитей до 1−1,5 см.
Продолжение следует…
Продолжение вы найдете по ссылкам:
Часть 2. Шьем пальто по мотивам Fendi: поэтапная сборка
Часть 3. Шьем пальто по мотивам Fendi: отложной воротник
Часть 4. Шьем пальто по мотивам Fendi: техника «сквозного» простегивания
Часть 5. Шьем пальто по мотивам Fendi: обработка низа
Оксана Туманцева
По ее собственным словам: «…что мое, то мое. Шью по призванию, потому, что приятно, увлекательно и позволяет хоть кусочек материи воплотить в законченный образ».
Ведет собственный паблик ВКонтакте о вестиментарном. «Не от кутюр, зато сами!» Всегда оригинальные и самые точные сведения из мира моды, портновского искусства, свежий взгляд на тенденции, технологии, вопросы практического применения традиционных методов, ожившая история моды и швейного дела, раскрытые секреты современных мастеров, культурный диалог, живое общение, без рекламы.
Фото: Оксана Туманцева