Ткань изготавливается на ткацких станках путем переплетения нитей. Нити, которые идут вдоль полотна, называются основными (нить основы или долевая), а перпендикулярные им — уточные (нить утка). Ранее мы подробно рассказывали о том, что такое долевая нить и как ее определить, поскольку ее направление имеет очень важное значение в процессе пошива. Последовательность, при которой нити основы переплетаются с нитями утка, называют ткацким переплетением, а периодически повторяющийся в ходе переплетения рисунок носит название «раппорт».
Вид переплетения определяет не только внешний вид лицевой и изнаночной стороны текстильного полотна, но и различные характеристики ткани: растяжимость, прочность, толщину, осыпаемость необработанных срезов
Традиционно выделяют четыре крупных класса.
1. Основные (простые, главные, гладкие) ткацкие переплетения
К этому классу относятся следующие виды: полотняные, саржевые и сатиновые.
Полотняное переплетение
Самый базовый вариант переплетения: нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке. Полотно выглядит одинаково с лицевой и изнаночной сторон, поверхность матовая. Структура материала достаточно плотная, что придает ткани прочность. Если нити утка и основы неодинаковые по толщине, то на поверхности материала образуется так называемый репсовый рисунок (ложный репс) — рубчики на поверхности материала. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Этим способом производят ткани практически из любого сырья. Отсюда множество названий этого переплетения: гарнитуровое (х/б производство), полотняное (льняное), суконное (шерстяное), тафтяное (шелковое), миткалевое, гроденаплевое.
Полотняным переплетением выработаны:
из хлопка — батист, фланель, поплин, ситец, бязь, вуаль, шамбре и др.;
из льна — льняные полотна, бортовка, парусина и др.;
из шелка — дюпон, чесуча и др.;
из шерсти — некоторые виды сукна, букле и др.
Саржевое переплетение
Нити утка переплетают нити основы не через каждую, а через три и более. На выходе получается ткань с мелкими диагональными рубчиками, которые в основном направлены сверху вниз и слева направо. Саржа имеет немало разновидностей, которые при этом относятся не к первому классу, а к второму, который мы рассмотрим чуть позже.
Текстильные материалы саржевого переплетения более плотные и тяжелые, нежели ткани полотняного переплетения, однако немного менее прочные. Хорошо драпируются и обладают большей эластичностью и растяжимостью (особенно по диагонали). Этот нюанс важно учитывать при раскрое.
Ассортимент тканей: шотландка, кашемир, габардин, деним, твид, твил, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, колумбия, трико костюмное и др.
Подробнее о сарже и саржевом переплетении читайте в нашем специальном обзоре.
Сатиновое и атласное переплетения
Сатиновое переплетение — 1 нить утка перекрывает 4 или более нитей основы. Если же лицевая сторона образована не из уточных нитей, а из основных, то переплетение называют атласным.
Ткани с сатиновым/атласным переплетением имеют гладкую и ровную поверхность с заметным блеском, очень мягкие и эластичные, но при этом прочные и износостойкие. Тем не менее такие ткани, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов. Производных сатинового и атласного переплетений так же много, как и у саржевого.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин
2. Мелкоузорчатые переплетения
Второй большой класс делится на два подкласса: производные от простого переплетения (то есть первого класса, который мы рассмотрели выше) и комбинированные переплетения.
Производные от простого переплетения
Различные вариации всех трех простых переплетений, полотняного, саржевого и сатинового/атласного, собраны в данном подклассе. Поскольку вариантов очень много, рассмотреть их все в рамках данной статьи, не представляется возможным. Если вы хотите разобраться в теме глубже, рекомендуем обратиться к специализированной литературе. Мы же упомянем лишь некоторые разновидности.
— Рогожка. Вариация полотняного переплетения, получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Рисунок плетения получается более выраженным, а сама ткань более плотной.
— Репсовое плетение. Производное от полотняного. Репс может быть основным и уточным. В первом случае волокна основы перекрывают не менее двух нитей утка (образуется продольный рубчик). В уточном репсе, наоборот, уток накладывается на долевые нити, образуя поперечный рубчик.
— Обратная саржа. Характеризуется обратным направлением рубчика (снизу вверх и справа налево), образуемое обратным саржевым переплетением.
— Сложная (многополосная) саржа. В раппорте переплетения содержится две и более диагонали разной ширины.
— Ломаная саржа (шеврон). Такие ткани называют «елочкой» из-за того, что диагональ резко меняет направление, образуя угол.
— Комбинированные (составные) переплетения
Как подсказывает название, такие переплетения образуются из минимум двух разных переплетений (например, саржевого и рогожки). В этой группе много разновидностей, рассмотрим несколько из них.
— Креповые переплетения. Эти мелкоузорчатые комбинированные переплетения, образованные из одиночных или групповых основных или уточных перекрытий, разбросанных на площади раппорта без определенных закономерностей. Креповые переплетения не имеют определенного рисунка, а сама ткань обладает зернистой, шероховатой поверхностью, неэластична, не мнется и не склонна к сыпучести срезов.
— Рельефные переплетения. Делится на три вариации: вафельное переплетение (узор из прямоугольных ячеек с выпуклыми гранями и углубленной серединкой), диагоналевое переплетение (рельефные полоски (диагонали), идущие снизу слева вверх направо аналогично саржевому переплетению, но с увеличенным углом (75 — 80°), рубчиковое переплетение (продольные выпуклые рубчики, по два на раппорт).
— Просвечивающие переплетения. Вырабатываются на базе полотняного переплетения и его производных, образуют ажурный рисунок из клеток — на поверхности ткани имеются равномерно расположенные просветы (по два на раппорт). Такое переплетение используют при изготовлении блузочных и сорочечных тканей, а также канвы для вышивания.
3. Сложные переплетения
Такие переплетения характеризуются наличием 3-х или 4-х систем нитей, например, 2-х систем нитей основы и 1-й или 2-х — утка. Плотность полотна зависит от состава волокон, из которых оно было произведено. В списке популярных видов сложных переплетений:
— Двухлицевые. Используют три системы нити: две части приходится на основу и одна — на уток или наоборот. Первый вариант дает возможность производить ткани с разными по орнаменту лицевой и изнаночной сторонами.
— Двухслойные. Пять и более систем нитей или комбо из двух отдельных материалов, соединенных между собой одной из систем нитей. Такие ткани обладают различной лицевой и изнаночной поверхностью (например, лицевая часть может быть в клетку, а изнанка однотонная).
— Пике. Модификация полотняного переплетения — петли полотна стягиваются с помощью дополнительной системы нитей, что создает выпуклый орнамент.
— Ворсовые. Разрезной ворс на лицевой стороны создается с помощью трех систем нитей (одна ворсовая, две другие — основа и уток с, как правило, полотняным или саржевым переплетением).
— Перевивочные (ажурные). Характерная особенность — ячейки. Само переплетение формируется из трех систем нитей — двух основ и одного утка. Перевивочная основа обвивает обыкновенную основу то с одной, то с другой стороны. В результате получается красивый рисунок.
4. Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения
Выполняются на ткацких станках с жаккардовой машиной, характеризуются исключительным многообразием рисунков (орнаменты, цветочные композиции, пейзажи
Простые крупноузорчатые переплетения (из одной основы и одного утка) подходят для выработки хлопчатобумажных, шелковые и шерстяныех тканей для платьев, подкладочных ткани, камчатных полотен, салфеток, скатертей