Что такое дублирование, зачем оно нужно и как правильно выполнять эту операцию — этими вопросами задаются не только начинающие портнихи. Например, как сделать, чтобы, воротник лежал правильно и держал форму как в фабричной рубашке или блузке? Ответ прост: необходимо продублировать детали воротника — приутюжить прокладку.
Дублирование деталей одежды обеспечивает их формоустойчивость в процессе эксплуатации и ухода за готовым изделием, а также придаёт повышенную упругость, исключает растяжение и деформацию ткани.
По общему правилу дублируют манжеты, детали воротника, борта и подборта жакета и пальто, пояс, клапаны, лиф в платьях-бюстье, припуски под застёжку-молнию, чтобы избежать волн и другие мелкие детали изделий. А в изделиях из трикотажных и эластичных тканей обязательно дублируют специальными прокладочными материалами пройму и горловину.
Планы раскладки Burda
В выкройках Burda детали, которые необходимо дублировать прокладочным клеевым материалом, выделены серым цветом на плане раскладки.
Все ткани различаются по составу, плотности и толщине, поэтому и прокладочные клеевые тканые или нетканые материалы для дублирования деталей необходимо будет подбирать в соответствии с конкретным видом ткани. Например, та клеевая, что подходит для пальтовых тканей, точно не подойдёт для шёлкового шифона. Именно поэтому в инструкциях Burda всегда указано, какая прокладка необходима для той или иной модели.
Как правило, дублирование выполняют по всей или части поверхности детали.
Конечно, вы можете отступить от данной рекомендации, если шьете модель из другой ткани, тогда выбирайте дублирующие материалы, подходящие именно к вашей ткани.
Если рекомендуемый в журнале Burda вид прокладки для шитья отсутствует в продаже, купите его аналог.
Декатировка дублирующих клеевых материалов
Прокладочные тканые материалы могут давать усадку, поэтому, прежде чем приступить к работе с ними, их необходимо декатировать. Если этого не сделать, изделие в процессе эксплуатации может деформироваться в местах, где детали были продублированы не продекатированным прокладочным материалом.
Декатируют тканые прокладочные материалы следующим образом: замачивают в теплой воде, затем, не отжимая, дают стечь и сушат в расправленном виде. Клеевое покрытие при замачивании не растворится, так как сделано на полимерной основе, которое плавится только под утюгом во время процесса дублирования.
Раскрой прокладки
При раскрое прокладки соблюдайте направление долевой нити.
Детали из прокладки всегда выкраивайте в том же направлении долевой нити, что и детали из ткани. Это особенно важно для тканых дублирующих материалов, которые стабильны в продольном направлении и тянутся в поперечном.
Детали из прокладки всегда лучше выкраивать с припусками на швы, которое затем можно будет срезать.
Как правильно дублировать детали, приутюживать прокладку
Прежде чем дублировать детали, протестируйте на лоскуте ткани, чтобы проверить прочность сцепления прокладки с тканью и формоустойчивость.
Прокладку всегда приутюживают к ткани с изнаночной стороны детали через специальный проутюжильник. При этом прокладка не должна выступать за ткань, иначе клеевая масса может прилипнуть к подошве утюга, а при следующей ВТО попадёт на другую ткань, а удалить ее уже будет невозможно.
Во время приутюживания дублирующей прокладки используйте проутюжильник — обычный отрез хлопковой ткани.
После приутюживания прокладки деталям дают остыть в течение 20 минут.
Советы по дублированию деталей одежды от BurdaStyle.ru
Для таких небольших деталей, как обтачка и воротник, сначала раскроите прокладку с бОльшими припусками на швы и приутюжьте её к изнаночной стороне ткани, из которой будете выкраивать деталь. Затем приколите выкройку и выкроите деталь с необходимыми припусками.
Чтобы с лицевой стороны изделия из мягкой и не толстой пальтовой ткани не было видно перехода от проклеенной части на не проклеенную, детали дублируют мягкой прокладкой. Перед началом работ протестируйте прокладку на небольшом кусочке ткани. Если переход не заметен, дублируйте детали смело, если переход «проступает» с лицевой стороны — значит данная прокладка не подходит.
Если вы уже продублировали ткань и переход виден, попробуйте немного распушить край приутюженной прокладки, чтобы убрать след от границы.
Для трикотажных тканей существуют специальные тонкие прокладочные материалы, которые сохраняют эластичность деталей даже после дублирования. Так как трикотаж бывает разным по своему составу и плотности, с гладкой или «пушистой» поверхностью, возьмите за правило — прежде чем дублировать детали изделия из таких тканей, всегда сначала пробуйте на лоскутке. Если после этой процедуры ткань осталась пластичной и не потеряла форму, значит тестирование пройдено успешно.
Какие ткани не дублируют или дублируют неклеевыми материалами
Плащевые и курточные ткани не дублируют клеевыми материалами. Но если все же в этом есть необходимость, вместо обычной клеевой используйте неклеевой прокладочный материал, например, органзу. Она подходит для тонких плащевых тканей.
Если случилось так, что по незнанию вы продублировали плотную плащевую ткань, а впоследствии с лицевой стороны она пошла пузырями, не отчаивайтесь. Просто оторвите прокладочный материал, но сделайте это правильно:
— проутюжьте плащевку с лицевой стороны, клей дублирующего материала под действием температуры размягчится;
— и только теперь отрывайте клеевую;
— удалите остатки клея: проутюжьте плащёвую ткань через проутюжильник (последний меняйте на чистый до тех пор, пока все остатки клея не исчезнут).
Для дублирования деталей из дикого шелка используйте органзу или неклеевые прокладочные материалы, которые приметывают на область дублирования. Кроме того, для обычных шелковых тканей используют низкотемпературные прокладки — они тонкие и приутюживаются «всухую».
Мягкие жакетные ткани, такие как букле, лоден, шанель проклеивают тонким нитепрошивным флизелином, либо простёгивают вручную. Толщины они не прибавят, но сохранят пластичность и подвижность ткани. В данном случае ткань приобретет стабильность в носке, а изделие будет держать форму.
Итак, зачем дублировать детали одежды:
— чтобы придать форму изделию и его отдельным деталям;
— чтобы сохранить формоусточйичвость изделия в процессе эксплуатации;
— чтобы предохранить срезы от осыпания и растяжения, особенно пройм и горловины;
— чтобы придать стойкость таким деталям, как воротнички, манжеты, говоря простым языком, чтобы они не мялись;
— чтобы стабилизировать ткань.