Сегодня при слове «жемчуг» мы, в первую очередь, вспоминаем о жемчужных бусах Коко Шанель, о лаконичной нитке жемчуга в стиле Грейс Келли, о благородных сережках-гвоздиках, которые так часто рекомендует модный глянец в качестве безупречного дополнения вечернего образа. И редко вспоминаем (а то и вовсе не знаем!) о том, что вышивка жемчугом была на Руси необычайно популярным видом рукоделия, в котором русские мастерицы достигли невиданных высот!
Жемчужное шитье: реки и моря
Первое упоминание о жемчуге на Руси встречается в древнерусских летописях. Например, в Ипатьевской летописи, одном из древнейших русских летописных сводов, упоминается что при пожаре 1185 года во Владимире сгорело множество изделий, расшитых золотом и жемчугом. В те стародавние времена использовался местный речной жемчуг, да и в дальнейшем отечественная добыча этого драгоценного камня поражала масштабом: более 150 рек поставляли жемчуг, от Волги до Жемчужного ручья и бассейна Онежского озера и Заонежья. Но со временем морской жемчуг стал одной из важнейших статей русского импорта, так что в XVII в. участник шведской дипломатической миссии в Москву, автор описания Русского царства Иоганн Филипп Кильбургер с искренним удивлением писал: «Жемчуг в России употреблялся более, нежели во всей Европе».
Наши северные реки были так богаты жемчугом, что контролировать добычу государству было буквально не по силам, и — как бы невероятно это ни звучало! — роскошные, полностью расшитые жемчугом праздничные наряды могли позволить себе даже обычные крестьянки. Путешественник барон Август фон Гакстгаузен в своих записях дает нам очень точное представление о распространенности жемчуга в крестьянской среде некоторых губерний, например, Нижегородской, где «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин»!
Такая роскошь объясняется предельно просто: именно крестьяне занимались добычей речного жемчуга, поэтому неизбежно значительная его часть, пусть и не самого высочайшего качества, оседала в семьях.
Виды жемчуга и его подготовка
Несмотря на обилие жемчуга, ценность его очень разнилась и зависела, конечно же, от размера и цвета. Желтоватый жемчуг был не в чести, поэтому, например, импортный из Китая не пользовался популярностью, а вот белоснежный или окрашенный в нежные тона камень считался наиболее ценным. Форма также имела большое значение: жемчуг правильной круглой формы назывался «окатными» или же «скатными», а жемчуг неправильной продолговатой формы, имевший наросты, называли по‑разному, например, «уродоватым», «зубоватым» или «рогатым».
Перед использованием жемчуг проходил обработку в несколько этапов. Жемчуг, только вынутый из раковин, твердеет не сразу и при затвердевании может потерять в качестве. Поэтому его подвергали так называемому «замариванию». Так этот процесс описывается в старинных книгах о ловле жемчуга: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием». После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет». Затвердевший жемчуг зачастую дополнительно чистили и шлифовали при помощи, в худшем случае, наждака, в лучшем — настоящего алмаза, причем эта работа так и называлась, «алмазить жемчуг». Затем с помощью сверл разного размера в жемчуге просверливались отверстия (порой тощиной в человеческий волос!), но известно также, что еще не затвердевший жемчуг для вышивания могли просто проткнуть тонкой иголкой. На финальном этапе жемчуг сортировался по размеру: мелкий, средний, большой.
Вышивка жемчугом: женское искусство
Шитье жемчугом, иначе называвшееся «низанье», «саженье», считалось прерогативой женщин, в отличие, например, от кружевного дела, в котором были распространены мужчины-кружевники. Слава о русских мастерицах гремела даже за пределами страны! «В шитье, — писал шведский дворянин Петерей, — они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны».
Запрос на рукодельниц был так высок, что повсеместно стали возникать мастерские, не только при монастырях, но и светские, так называемые «светлицы». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, «торговых гостей» Строгановых и многих других.
Зачастую возглавляла такую светлицу хозяйка дома — боярыня, княгиня, царица, которая, как правило, и сама была искусной мастерицей. Штат рукодельниц укомплектовывался в зависимости от состоятельности главы дома и иногда доходил до сотни, при этом в светлицах высокопоставленных господ вышиванием занимались жены и дочери служилых людей, а в домах попроще трудились простые крестьянки.
Приемы и техники
Наиболее ранним дошедшим до нас образцом техники жемчужного шитья служат поручи XII века, хранящиеся в Новгородском музее. Обнизь выполнена жемчугом малого размера, положенным непосредственно на ткань без настила, так называемое «саженье жемчугом». Начиная с XV века, как правило, жемчуг нашивается не на ткань, а на настил, выполненный либо из белого шнура в один или два ряда, либо из белых ниток, «бели». Так, собственно, и называется техника — сажение по бели.
Преимущества именно такой техники очевидны: если ткань-основа изнашивалась, шитье можно было вырезать и перенести на новый фон, а если с отдельных участков камни отрывались, узор, за счет настила, не разрушался и легко реставрировался.
При сажении рассыпанный на черном бархате жемчуг сначала нанизывается с помощью иглы на длинную белую крепкую льняную или шелковую нитку. Жемчужная нить обычно выкладывается по узору и поперечным стежком прикрепляется другой нитью, стежок при этом делается за каждым отдельным камнем.
Зачастую вышивка жемчугом соседствовала с золотным шитьем, например, обшивалась с обеих сторон шнуром из 6−7 скрученных вместе золотных нитей. Кроме того, использовались разнообразные материалы, блестки, другие драгоценные камни.
Интересный факт: все образцы древнего шитья, которые выполнялись на пяльцах (независимо от техники), с обратной стороны смазывались клейстером, сваренным на квасу, чтобы предохранить работу от съеживания при снятии с пялец! Клей при этом наносился прямо рукой с обратной стороны шитья, и иногда, в частности в крупных работах, смазывалась полностью вся изнанка.
Техники жемчужного шитья очень разнообразны и изобретательны, поэтому тем, кто хотел бы изучить их сегодня во всем их многообразии и тонкостях, придется не просто покорпеть над книгами, но и отправиться на учебу в профильную мастерскую!
«Мил мне жемчуг нежный на груди твоей!..» И.А. Бунин, 1901
Жемчужное шитье можно условно разделить на два крупных направления: светское и церковное. С религиозной точки зрения, жемчуг напрямую ассоциировался с чистотой, непорочностью и святостью, поэтому он не только широко применялся при декорировании церковных облачений и создании икон, но и даже изображался на фресках — как декор одежды ангелов и святых дев.
В XVI веке искусства шитья жемчугом начинает активно развиваться и раскрываться во всем своем многообразии — в первую очередь, в роскошных одеждах государя и его окружения. Посол императора Максимилиана II Ганс Кобенцль описывал мантию Ивана Грозного, сплошь покрытую алмазами, рубинами, смарагдами и другими драгоценными каменьями и жемчугами величиной в орех! И это лишь одно из многих и многих других свидетельств иностранных гостей, пораженных величием убранства и царских нарядов. Жемчугом расшивались не только праздничная одежда, но и верхняя, например, шубы и плащи, головные уборы, кафтаны, поручи, даже обувь!
Во второй половине XVII века жемчужное шитье достигло своего подлинного расцвета: композиции усложнились, приемы и техники были доведены до совершенства и удивительной изобретательности. Жемчугом в равной степени расшивалась как мужская, так и женская одежда: летники, душегреи, епанечки, но особенно обильно жемчужное шитье было представлено на женских головных уборах — кики, кокошники, девичьи челки, повязки, коруны, венцы, убрусы и пр. Эти шитые жемчугом и драгоценными камнями головные уборы имели большую ценность и зачастую преподносились в качестве драгоценного подарка, а также передавались по наследству.
Закат жемчужного шитья
В XVIII веке, увы, начало побеждать стремление заменить дорогостоящие материалы более дешевыми — настоящий жемчуг все чаще заменялся поддельным. Причем причина была не только в том, что 1680 году в Париже был придуман способ создания искусственного жемчуга, при котором стеклянные бусы заполнялись особым составом и действительно очень походили на настоящий камень, но еще и в том, что жемчуговый промысел в России пришел в упадок. Ресурсы, в том числе из-за неконтролируемой добычи, истощились, чему также поспособствовало изменение экологии, заболачивание берегов, замутнение воды минеральными взвесями. Такая же участь постигла и многие другие районы добычи жемчуга во всем мире. Жемчужное шитье постепенно шло на спад, причем, адаптируясь к сложившейся ситуации, мастера смешивали в одном изделии натуральный жемчуг с поддельным, создавая видимость аутентичности.
Но неожиданно в XX в. ситуация резко изменилась. На Лондонском рынке вдруг начал появляться жемчуг неизвестного происхождения, и некоторое время торговцы и ювелиры полагали, что найдено новое место добычи… Однако, правда вскоре открылась — жемчуг научились культивировать, то есть выращивать искусственно. Строго говоря, такой жемчуг нельзя назвать подделкой, его производство — непростой процесс, занимающий порой до 12 лет! Но, тем не менее, как только люди нашли способ безошибочно отличать природный жемчуг от культивированного, цены на последний резко упали.
На сегодняшний день более 90% жемчуга выращивается на плантациях, а кроме того, существуют способы создания искусственного — например, послойное нанесение перламутра на шарик-основу. Цена натурального жемчуга крайне высока, и добывается его очень мало, ведь для того, чтобы получить несколько качественных жемчужин, необходимо убить около сотни моллюсков!
Нам же сегодня остается восхищаться поражающим воображение величием русского жемчужного шитья — которое, тем не менее, можно освоить и сегодня.
При написании статьи были использованы источники:
М.Н. Мерцалова «Живой жемчуг»
И.И. Вишневская «Жемчужное шитье на Руси»
Т.Т. Иванова «Убор жемчужный»
Л.И. Якунина «Русское шитье жемчугом»
С. Багдасарова «Любовь к жемчугу: перлы в русском искусстве»
Н.М. Щекотов «Древнерусское шитье»