Вход

Швейная машина: история изобретения и эволюция


9 апреля 2018

От неосуществлённых чертежей Леонардо да Винчи — до современных агрегатов наших дней: история изобретения швейной машины плюс её эволюция на примере Janome.

Автор статьи
Natalya_Pyhova

Первые попытки

В те времена, когда процессы изготовления нитей, прядение, и сплетения их в ткань (ткацкими станками пользовались уже древние египтяне) были механизированными, шитьё оставалось исключительно ручной работой. Попытки придумать агрегат, способный воспроизвести ручное шитьё, предпринимались уже в XIV веке. Свидетельства рассказывают о созданном в середине XIV века голландцами огромном колёсном механизме, который был способен делать длинные прямые строчки, стачивая большие полотна ткани. Агрегат применялся при изготовлении парусов. Однако до наших дней ни дошло ни имени изобретателя, ни даже чертежей — одна легенда, позволяющая предположить, что первая машина совсем не походила на то, чем мы пользуемся сейчас.
Следующей сохранённой историей попыткой создания машины для шитья были чертежи вездесущего Леонардо да Винчи (конец XV века). Согласно рисункам неутомимого изобретателя, агрегат напоминал скорее верстак с зажатыми в тиски линейками. Так или иначе, этой задумке не было суждено воплотиться в жизнь.


Изобретение Томаса Сента, машина для шитья сапог и ботинок, 1790 год
Фото: madeupinbritain.uk

Последовавшие за этим попытки механизировать труд портных тоже были не слишком успешными, однако каждая из них понемногу приближала изобретателей к открытию. Например, в 1755-м Карл Вейзенталь получил патент на иглу, которую можно было использовать в швейном механизме — сам механизм, правда, оказался "нежизнеспособным". В 1790 году Томас Сент придумал машину для тачания ботинок и сапог — она шила одной ниткой. Век спустя энтузиасты попытались воспроизвести агрегат, следуя чертежам Сента. Машину собрали, но шить её заставить не удалось. В 1814-м австрийский портной Йозеф Мадерспергер попытался сделать швейную машинку на основе конструкции ткацкого станка: этот опыт тоже был неудачным, зато история обрела иглу с ушком у острия, как у современных машин.


Машина Йозефа Мадерспергера
Фото: polytechnic.edu.na

Что нужно, чтобы начать шить


"Двести стежков в минуту"!

В 1830-м французу Бартоломью Тимонье удалось, используя иглу, придуманную Мадерспегером, сделать швейную машину, которая действительно работала. Тут же агрегат был тиражирован количеством в 80 штук и употреблён на нужды армии для шитья обмундирования. Через два года "Берлинская иллюстрированная газета" писала: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть её собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Всё это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики!". Машина давала цепной шов, используя одну нитку — стоило в таком шве порваться одному стежку, и весь он распускался.


Машина Бартоломью Тимонье, 1830 год
Фото: science4fun.info


Челнок как революция

Революцию в процессе создания швейной машинки произвело употребление в её устройстве механизма, действовавшего наподобие челнока. Такой способ уводил изобретателей от попыток заставить машинку воспроизвести ручной шов в одну нитку, делал строчку прочнее и приближал агрегаты к виду и устройству современных швейных машин. Теперь инициативу европейских изобретателей перехватили американцы. Несколько не самых удачных попыток в 1830-40-х, и наконец — в 1846 году американец Элиас Хоу создаёт высокоскоростную (300 стежков в минуту!) машину, которая поступает в продажу. Журнал "Scientific American" называет изобретение экстраординарным, однако портные, привыкшие шить по‑старинке, покупать новинку не спешат. Не добившись предпринимательского успеха в Америке, Хоу отправляется с пропагандой своего изобретения в Англию, но и там не добивается особого успеха. Почти разорённый, Хоу возвращается на родину и обнаруживает, что его детище тут довольно успешно продаётся. Однако значится создателем и заправляет делами совсем другой человек!


Машина Элиаса Хоу
Фото: recollections.biz


Как Зингер стал изобретателем машины Хоу

Человеком, подарившим популярность идее Хоу и заставившим мир перейти на машинную строчку, стал Исаак Меррит Зингер. Справедливости ради надо сказать, что, прежде чем дать изобретению Хоу своё имя и запустить агрегат в широкую продажу, Зингер его значительно усовершенствовал. Выходец из семьи немецких переселенцев, Зингер с детства отличался смелостью и самостоятельностью. В 12 он бросил школу и сбежал из дому, работал подмастерьем у механика, затем сбежал и оттуда, сделавшись бродячим артистом. Как следует поездив по Америке и, очевидно, познав себя и людей, Зингер вновь решил осесть и заняться работой с механизмами. В 20 лет он устроился в мастерскую, в том числе занимавшуюся починкой машинок Хоу. Машинки эти требовали ремонта постоянно, и у молодого механика был шанс досконально изучить их устройство. Однажды в сердцах он заявил боссу, что сможет сделать более совершенную и прочную машину, чем Хоу. Одолжив у приятеля 40 долларов, всего за 10 дней Зингер серьёзно доработал машину Хоу. Челнок он расположил горизонтально — нитки при шитье перестали путаться, добавил столик-доску для ткани и "лапку", прижимавшую материал к поверхности. В отличие от предшественницы, новая машина могла делать сколь угодно длинный шов и не обязательно прямой.


Первая швейная машинка Зингера
Фото: thespruce.com


В 1851-м Зингер получил патент, в 1852-м — продал первую машинку, в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество Singer Company, а через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Кстати, Элиас Хоу, вернувшийся в Америку и обнаруживший такое положение дел, подал в суд: иск его был удовлетворён, и Зингеру пришлось делиться с "первооткрывателем" механизма прибылью.


Статья о машине Зингера в "Scientific American"
Фото: smithsonianmag.com


Прибыль, между тем, была неплохая. Несмотря на весьма высокую цену, машинки Зингера быстро обрели популярность в Америке. Во‑первых, из-за уникального для тех времён предложения купить их в рассрочку, а во‑вторых, из-за миллиона долларов, потраченных предпринимателем на рекламу. К 1863 году Singer Company продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи Singer появились во многих странах мира. К их числу относится и открытый в 1902 году в Подольске первый в России завод. Правда, к тому времени сам Зингер уже отошёл от дел, продав свою долю бизнеса компаньону. Кстати, сегодня компания его имени производит, помимо швейных машинок, уйму всего, от мебели и бытовых электроприборов до сложной военной и космической техники.

Для тех, кто шьёт: что может швейная машина



По стопам Зингера


Силуэты старинных швейных машин
Фото: etaji.info


Дальнейшее усовершенствование швейной машины двигалось с куда более высокой скоростью. Развивало и усложняло своё детище сама империя Singer, плюс — по всему миру появились компании, идущие по её стопам: Pfaff, Veritas, Kaizer, Husqvarna, Janome... Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая — предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году. К началу ХХ века на специальных машинах уже шили не только одежду, но и брезентовые палатки, паруса, обувь, ремни, шляпы, шланги и переплёты книг. Примерно в то же время появились вышивальные и даже штопательные аппараты.


Одна из швейных машин Pfaff прошлого века
Фото: jomottershead.com


С годами вместе с функциональными возможностями менялся силуэт и отделка корпуса машинки. Дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры начиная со второй половины XX века перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски.


Одна из первых бытовых швейных машин Bernina
Фото: bernina.com


С приходом в промышленность пластика он частично заменил дерево и металл в производстве корпусов машин. С изобретением компьютера появились электронные машинки. Современная швейная машина часто — агрегат настолько сложный и многофункциональный, что все её возможности не изучишь даже за несколько дней работы. Между тем, во многих семьях по‑прежнему живы — и даже работоспособны! — машинки, сделанные век назад на подольском заводе, основанном компанией Зингера.

"Эволюция" швейной машины на примере Janome


1921


1948


1954


1964


1976


1983


2001


2006


2010


2015
Фото: janome.co.jp


Подпишись на канал Burdastyle в  Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Вы отвечаете на комментарий пользователя . Отменить