Вещи могут стать основой модной коллекции и даже побудить к написанию стихов! Сегодня в нашем новом подкасте мы поговорим о магии вещей и почитаем стихи вместе с поэтессой, актрисой театра и кино, автором тренинга «Алхимия голоса» Мариной Лисовец!
Никогда раньше не слушали подкасты и не знаете, что это такое? Непременно попробуйте, ведь этот удобный формат вам наверняка придется по душе!
Подкасты — это аудиофайлы различной длительности, по содержанию очень напоминающие передачи на обычной радиостанции. Их удобно слушать в дороге, за рукоделием и просто во время домашних дел.
Слушать подкасты можно на любых устройствах:
Не забудьте подписаться на наши подкасты — впереди много увлекательных и острых тем из мира моды и шитья, интересных собеседников и новостей!
Для тех же, кто предпочитает не слушать, а читать, мы подготовили расшифровку беседы!
Марианна Макарова: Добрый день, друзья! Вы слушаете подкаст журнала Burda Style о моде, стиле и трендах. С вами я — главный редактор Марианна Макарова. И сегодня у нас снова в гостях актриса театра и кино, автор тренинга «Алхимия голоса» и самое главное — поэт Марина Лисовец.
Марина Лисовец: Здравствуйте! Я бесконечно рада вновь у вас быть!
ММ: В прошлый раз мы говорили с Мариной о создании образа и о том, как важно быть разной и какую роль в нашей жизни играют различные маски. И я все время чувствовала, что Марину как актрису и поэта тянуло на какие-то метафоры. И она все время хотела это выразить не просто словами, а своим собственным поэтическим языком. У вас настолько все это в жизни взаимосвязано?
МЛ: Да, взаимосвязано и одно из другого проистекает. Мне кажется, что поэт — это какая-то еще одна и моя маска, а с другой стороны это и суть личности, и здесь очень сложно. Вот тут я даже теряюсь и не могу сказать, что же первично?!
ММ: Вы знаете, мне кажется, что многим нашим слушательницам и читательницам журнала Burda очень близко то состояние, которое испытывает поэт — это вдохновение! Когда на тебя что-то снисходит сверху и ты понимаешь, что ты хочешь творить и хочешь что-то создавать. Своими руками!
МЛ: Ну, да и ты одержим, и не можешь отдохнуть, пока не доделаешь и не успокоишься… Мне кажется, да! Вы правы.
ММ: И у всех толчком к этому процессу служит что-то свое. А у меня вопрос: стихи могут возникнуть из простой какой-то вещи?
МЛ: О да, у меня очень многое связанно с вещами в стихах! Конечно, меня вдохновляют люди, очень вдохновляют путешествия — новые картинки, ароматы и вкусы. Но вещи — это, наверное, первостепенно. У вещей есть всегда какая-то история. За каждой вещью стоит человек, ее создавший. И, конечно, фантазия разыгрывается бесконечно!
ММ: Ну, мы уже ждем стихов! (смеется)
МЛ: И я, наверное, начну со шляпы, потому что это очень близко, и сообщество, которое нас сейчас слушает — это же модницы в первую очередь и женщины, которые хотят себя приукрасить! Шляпа нам всем близка.
Его шляпу я ношу, как корону.
Потому что я — Его Королева!
Наплевать, что у него нет трона,
И возможно есть долги и проблемы…
Но зато у нас есть и свобода!
Наступившая ночь — тоже наша.
В его шляпе мне каприз погоды
Ни один ни капли не страшен…
МЛ: Стихотворение длинное, поэтому я финал вам прочту. Все к чему?
Ведь дело же совсем не в шляпе.
Мой Король, твоя шляпа — лишь повод,
Бесконечно прекрасный пустяк.
Чтобы выдохнуть главное слово
И идти с тобой рядом. Вот так!
00:03:35
ММ: Прообразом послужила реальная шляпа?
МЛ: Да, реальная шляпа любимого мужчины. Вполне себе реальная. И я действительно очень часто пыталась ее примерять и поняла, что эта шляпа… есть там такие строки «Его — несомненно!». Но дело совсем не в шляпе. Просто ты если любишь человека, то любые атрибуты, связанные с ним — ты любишь точно также и проникаешься ими.
ММ: Есть ли, например, стихотворение про платье?
МЛ: О да! Платье фигурирует в стихотворении, которое называется «Разлука». Оно довольно грустное.
Разлуке платье свое белое из грез отдам.
Ведь если все на свете целое, я — пополам!
Разлука в белом насмехается?
Ей невдомек.
Мне начинает даже нравиться
Ее урок.
МЛ: Да, платье как раз то самое — подвенечное, и написано стихотворение в тот момент, когда я рассталась с человеком, с которым собиралась связать свою жизнь, и свадьба не случилась. Честно говоря, все стихи у меня написаны о конкретных людях и реальных атрибутах их жизни, которые меня вдохновили.
ММ: Мне кажется, у многих женщин есть такие истории, которые связаны с конкретными вещами. Может быть, у наших слушательниц это связано с тем, что они шили с любовью. Или для какого-то определенного события многие вещи становятся потом, я не побоюсь этого слова, талисманами. Вот в вашей актерской судьбе, а я знаю, что актеры довольно суеверные люди, наверное, тоже есть такие магические предметы?
МЛ: Магические предметы — это тексты роли, и если они падают на пол, то на них нужно сесть в любую лужу и по-другому не может быть! (смеется) Иначе мы будем бояться провала. Хотя, конечно, не зависит это все ни от текстов, ни от чего-то другого. А зависит это от своего нутра, таланта и веры: то, что ты делаешь — это нужно людям.
А что касается именно вещизмов, то, мне кажется, совершенно магические вещи — это какие-то наши обереги, которые приносят нам удачу: кольца, ключи, у каждого что-то свое… И у меня есть стихотворение «Пора обзавестись своим ключом», где я говорю мужчине о том, что в общем-то неплохо было бы, чтобы у тебя был ключ от моего дома:
Не исчезай! Продли колеблющийся миг.
Ты постучись и в дом, войдя, останься в нем.
Виском потрись о корешки усталых книг,
Вздохни. Пора обзавестись своим ключом!
00:06:20
МЛ: Это был такой месседж завуалированный: скажи уже мне и я дам тебе свой ключ. И, честно говоря, я очень люблю стихотворение, которое посвятила всем актрисам и Примадоннам. Рано или поздно каждой приходиться уйти со сцены. Оно называется «Последний день зимы». И вот здесь как раз очень много тоже про вещи.
Вновь многоликая зима снимает грим струей капели.
Ее сценический костюм дыряв, испачкан и измят.
Завершена ее гастроль.
Афиш лохмотья облетели.
Прогнившее сукно кулис — провала горестный обряд.
Сошел за занавес туман,
Укрыл печальные подмостки.
И декораций торжество, растаяв,
Глиной расползлось…
От ослепительной игры осталась слякотная горстка.
Но Примадонна скрыть смогла уже слабеющую злость…
МЛ: Это не все стихотворение, я так — кусочками. И я очень люблю вещи вплетать в строчки, потому что, мне кажется, что они отражают суть происходящих событий. И они очень отражают настроение, они отражают вкус и дают какую-то совершенно неповторимую атмосферу.
ММ: А бывало ли в вашей жизни так, что вещь сыграла с вами какую-то шутку, ну и как-то повернула вашу жизнь?
МЛ: Старинные часы, за которыми я очень любила наблюдать в доме у друзей моих родителей — они коллекционеры антиквариата. И я сидела перед этими часами, совершенно как завороженная, потому что они были с огромным маятником и какими-то фигурками, и мне бесконечно это нравилось в детстве. А потом в какой-то момент своей жизни, вспоминая эти часы, я вдруг начала про них писать.
Огромный древний маятник небес
Сегодня я качну неосторожно…
Посыплется, что было непреложным,
И снова окажусь я у подножья моей судьбы непознанных чудес.
Мне надо очутиться на краю всего, что вырастало, созидая,
И не сорваться, доживя до края,
Уже в который раз осознавая
Вселенной суть как целостность свою.
МЛ: Вот, собственно, прототип — это часы…
ММ: Марина, а такой, может быть, неожиданный вопрос. Когда стихи приходят, вы должны быть в каком-то особом состоянии и в каком-то особом образе? Или вы можете совершенно так уютно, по‑домашнему, завернувшись в свои удобные вещи, записывать эти строчки? Или надо все-таки готовиться к приходу этого вдохновения и себя каким-то образом настраивать?
00:09:17
МЛ: Надо быть всегда готовой! Я бы так сказала, Марьяна! Потому что у меня нет какой-то удобной уютной норки или точки, я скорее всегда в движении. И вот в этом движении, в стремлении к ним, они и приходят. У меня даже стихотворение такое есть:
Откуда берутся стихи?
Из душевной боли.
Стекают на лист по щекам вереницами слез:
Доступный аутотренинг и самогипноз,
Немного еще тренировка мозгов и воли.
МЛ: Это правда, потому что я не готовлюсь специально. Они могут прийти в самый, казалось бы, неудобный и нелепый момент, и сказать: «Так, хватит вот этим заниматься, давай-ка садись и пиши!». А бывает так: мы неспешно прогуливались семьей по берегу Средиземного моря и вдруг ко мне пришла первая строка поэмы о Тесеи, когда совершенно я и не ждала. К чему бы это? И полгода прошло, я села и ее дописала. Вот это как-то так бывает! Или бывает так: мы гуляли по Барселоне и мой пятилетний сын вдруг обратил внимание на потрясающе красивые двери, которых действительно бесконечное множество там. И у нас так родилась фраза: «О, дверь!». И это стало номером моей концертной программы:
Магический предел,
Разъединивший столько судеб,
Нам от нее добра не будет,
Как жаль, что это наш удел!
МЛ: Вот, казалось бы, мимо проходя, зацепило и вдохновение меня куда-то понесло…
ММ: Марина, не секрет, что у нас в основном женская аудитория, а она такая чувственная, у нее совершенно свое восприятие мира. И у творческих людей постоянно обостренное ощущение всего, что происходит вокруг. А сейчас весна наконец-то. Мы верим в это, что вот он приближается, этот замечательный миг. Может быть, вы в завершении нашей беседы прочитаете что-нибудь посвященное этому прекрасному времени года и нашим женщинам — таким творческим, прекрасным, чудесным и умелым?
МЛ: Я, с вашего позволения, подарю всем стихотворение под названием «Барселона». Город, который меня питает, вдохновляет и, как мне кажется, это как раз та самая женщина — Барселона, которую хочется бесконечно постигать, рассматривать, покорять и любить. Ну, вы сейчас все сами услышите. И я желаю всем быть немножко Барселоной!
00:11:56
Сплетают кружева узорные балконы,
Ажурных фонарей сверкают гребни,
Когда танцует донья Барселона
Весь мир пред ней безмолвствует и меркнет.
Графичен абрис. Точен, если осень —
грунтует небо, холст глядит влюблено,
И медью в небо красоту возносит
Непревзойденной леди Барселоны.
В ее убранстве лишних нет деталей,
Все в меру, даже шиком утонченно,
Но модой озабочена едва ли
Изысканная дива Барселона.
Пленительной и страстной безоглядно
Она подарит всю себя бездонно,
Когда в ночи таинственной нарядна,
Становится плясуньей Барселона.
Достоинства в ней скрыты исконно,
Одна из драгоценностей — известье,
Как женщина любая Барселона
Наделена и честью, и бесчестьем.
Так манят тени в парках,
Будто шали легли средневекового фасона,
Но наготу свою прикрыть едва ли
Натурщица захочет — Барселона.
Играя с солнцем, словно в мячик дети,
Свежа и статна на рассвете снова,
Она — и чистота, и благодетель,
Притворщица и лгунья — Барселона!
Она в кружении взглянет благосклонно,
И пульс зайдется дробью кастаньетной,
Но разве это город — Барселона?
Скорее воплощенная Легенда!
ММ: Браво, Марина! Я думаю, это то самое слово, которое хочется сказать вам сейчас. И что это стихотворение было посвящено всем женщинам, которые нас слушают и которые встречают весну, хотят творить и быть разными, и это прекрасно! А с вами была я — главный редактор журнала Burda Style Марианна Макарова. И у нас в гостях была потрясающая актриса театра и кино, и что самое интересное — поэт Марина Лисовец.
МЛ: Спасибо огромное! Я желаю каждой женщине этой весной светить, согревать, как солнышко, и, конечно же, искриться, переливаться, и быть счастливой и любимой. Это самое-самое главное!
ММ: А я думаю, что вы продолжите слушать наши выпуски, в том числе и такие необычные на всех платформах. Подписывайтесь на подкаст Burda Style в Apple, Google и в Яндекс. Музыке. Оставайтесь с нами: Burda способна удивлять! Спасибо, до свидания!
МЛ: Прекрасной весны!