
История, которая могла бы стать сценарием фильма: девушка заканчивает московский институт, работает в крупных компаниях на перспективных должностях, но чувствует, что это «не ее», а затем в одночасье бросает все и уезжает в Англию, чтобы открыть собственный магазин одежды и основать модный бренд. Для Марианны Молчановой эта история более чем реальна — сегодня она владелица целой сети поп-ап магазинов в Лондоне и основательница бренда Lubi Menya.
О том, как непредсказуема бывает жизнь, как начать все с нуля и как русскую моду воспринимают на Западе, мы и поговорили с Марианной!

Марианна, когда вы,экономист-международник со знанием японского языка, поняли, что это совсем не та область, в которой вы видите свое будущее?
Незадолго до окончания института в 2007 году, когда я еще только думала о защите диплома и не более, мне предложили работать переводчиком с японского в офисе Toyota в Москве. Я сходила на собеседование, меня сразу взяли, поэтому думать куда пойти работать даже не пришлось, да и возможность работать с японским языком мне казалась шикарной.
Скучно стало через 4 месяца, несмотря на большое количество командировок и веселых коллег. Рутина без развития начала напрягать. Так вышло, что технический специалист, чьим переводчиком я работала, вернулся в Японию, и мне предложили другие позиции в компании, но меня ничто не зацепило, и я ушла. Вскоре после этого я получила предложение работать в офисе представительства MitsubishiCorporationна позиции эксперта автомобильного департамента. Первые полгода было очень интересно, но потом опять настигло то же состояние скуки и движения в никуда.
Начались дни, когда просыпаешься и понимаешь, что настолько не хочешь туда идти, что свет не мил! Пришло осознание, что я хочу заниматься чем-то креативным — модой или искусством. Но я уже успела уйти от этого совершенно в другую сторону и не было никакой уверенности, что я способна на что-то творческое и интересное.
Друзья посоветовали ехать учиться в колледж Saint Martins в Лондоне, и эта идея показалась мне самой перспективной, поскольку я и так уже планировала перебраться в Лондон. Я подала документы в Лондонский Университет Искусств (куда входит колледж Saint Martins), и меня приняли в магистратуру в London College of Communications, на факультет, где учили ведению бизнеса в области креативных индустрий. Я выбрала направление моды, и написала диссертацию на тему российской индустрии моды. Для этого потребовалось провести огромное исследование, взять множество интервью у российских дизайнеров и стилистов, чтобы полноценно осветить в своей работе прошлое, настоящее и перспективы. Очень любопытно было потом наблюдать, как в дальнейшем (диссертацию я писала в 2010 году) менялась ситуация в мире моды в России, и особенно, конечно, в Москве и в Питере.

После окончания учебы что стало вашим первым самостоятельным «высказыванием» в мире моды? Чем вы занимаетесь сейчас?
После окончания учебы я стала работать менеджером в одном шоуруме, который занимался оптовыми продажами разных брендов. Это был целый новый мир, в котором я тем не менее чувствовала себя в «своей тарелке». С владельцами шоурума, двумя сестрами, мы очень сдружились и по сей день остаемся очень близкими подругами. Поэтому у меня была возможность проявлять инициативу и ко мне прислушивались. Так мы начали продавать российские бренды — Люда Никишина, BlankMoscow, Катерина Левина.
Набравшись опыта, я пошла по своему собственному пути и открыла онлайн-магазин, где были представлены российские и английские дизайнеры. Но все оказалось сложнее, чем казалось: онлайн-магазин — это не физический магазин, куда люди могут зайти с улицы, онлайн требовал больших усилий и раскрутки, чтобы начались продажи. Я поняла, что в моем случае необходимо начать делать поп-ап магазины, чтобы нарабатывать базу клиентов и представить бренды, с которыми работаю физически, а не виртуально. Когда вещь стоит дороже среднего, очень важно ее подержать в руках, увидеть качество, потрогать материал — а познакомившись с новым брендом, в дальнейшем покупатели с легкостью заказывают его онлайн.

Как вы развивали сеть поп-ап магазинов? И, главное, в какой момент пришло понимание, что пришло время создать собственную марку одежды?
Самый первый магазин был самым большим — в огромном торговом центре Westfield, среди бутиков больших брендов. Он продержался полгода и подарил нам бесценный опыт: число представленных в нем брендов, пожалуй, перевалило за сотню. Было все — от бижутерии до дорогой ювелирки, от футболок с принтами до меховых изделий, от сумок за 100 фунтов до сумок за 1000 фунтов, вечерние платья и туфли, кожаные куртки… Легче сказать, чего там не было — нижнего белья! Раз в неделю мы организовывали events — встречи с дизайнерами и тому подобное. Это было очень весело и очень тяжело одновременно. Дальше были поп-апы в разных модных районах Лондона, а сейчас мы делаем частные поп-апы, куда зовем постоянных клиентов. Благодаря этому опыту два с половиной года назад и пришла идея создать свой бренд.
Бренд называется Lubi Menya, мы делаем особый акцент на принтах — сейчас это свитшоты и футболки, но в планах расширять линейку шаг за шагом. Тематика принтов в основном историческая, отражающая какой-то конкретный период истории или искусства. Например, новая коллекция посвящена теме авангарда в искусстве, для этой коллекции мы работали с художницей и разрисовывали деревянные фигурки в стиле Малевича, Кандинского, Лисицкого. Далее делали паттерны или просто использовали эти фигурки как самостоятельные принты. Кстати, сейчас для запуска новой коллекции мы делаем краудфандинг.

Расскажите подробнее, что это такое?
В Англии сейчас запустилась первая краудфандинг-платформа для фешн-брендов. Мы очень рады быть среди первых пяти дизайнеров, кто открывает старт этого очень полезного проекта. Любой желающий может вложить некоторую сумму денег в создание нашей коллекции, став фэшн-покровителем нашего бренда, а потом получить приятные подарки. Стать покровителем можно тут.
Вообще краудфандинг в индустрии моды, думаю, станет очень популярным, так как это не только возможность для брендов собрать финансы для коллекции, показа или чего-то еще и рассказать о себе, но и отличная возможность для тех, кто интересуется модой, принять участие в понравившемся проекте и внести свой вклад в развитие бренда. Кроме того, вы таким образом приобретаете дизайнерские вещи по цене значительно дешевле розничной цены. Я считаю тут абсолюно беспроигрышный вариант для всех!
Что было самым удивительным, с чем вам пришлось столкнуться в ходе своей работы в Англии с точки зрения разницы менталитетов?
Сложно однозначно сказать, так как я работала в России в корпорациях, а в Англии уже в креативной области. Но могу сказать, что для себя я отметила, что в Англии люди как-то больше горят общей идеей, нежели своей собственной выгодой (или может просто так старательно делают вид). И вообще все общение на более позитивной ноте проходит. Хотя не могу сказать, что у меня был такой уж негативный опыт в Москве. И тут тоже можно ожидать неприятных подстав от людей, с которыми работаешь, но этого меньше, чем в России.

Как, на ваш взгляд, на Западе в целом и в Англии в частности воспринимают российскую моду? Вы в своих работах используете характерные, узнаваемые русские образы и символы — хороший пример, свитшот с Иваном Грозным или сумка с самоварами. Считывает ли западная аудитория подобную символику и как она к ней относится?
В Англии очень много дизайнеров либо русских, либо русскоговорящих, но, безусловно, если мы берем интересующихся модой англичан, то они, скорее, отдадут предпочтение английским дизайнерам, это вполне естественно. Но в основной своей массе англичане модой не слишком-то интересуются, у них есть Хай-стрит и этого им вполне достаточно.
Ну, а мне с моей тематикой намного сложнее привлечь их интерес, да и бренду всего два с половиной года, а доверие к марке выстраивается годами. Моя аудитория — на 85% состоит из русских или русскоговорящих. Остальные 15% - французы, японцы, турки, испанцы и прочие. Но мне очень хотелось бы привлечь и англичан, поэтому сейчас я делаю активно исследую эту тему, изучаю, какие принты могли бы заинтересовать их.
Тем не менее, рассказывать Западу через бренд о русской культуре и русском наследии очень интересно! 2 года назад мы участвовали в Парижской неделе моды, и в последний день шорума пришли французы, специально искавшие наш свитшот с Иваном Грозным, увидели его в инстаграме. И это было, конечно, очень приятно.
Вообще Англия очень отличается по восприятию моды. Я давно заметила, что здесь не так следят за трендами, как, например, в России. Тут все такие разные, что тренды растворяются во всем этом разнообразии. Например, помню были в тренде satchel bags, сумки сэтчел, и такое чувство было, что в Москве все на них просто помешались. Помню, приехала в Москву, пошла в клуб Gypsy — а там все с этими, сумками только разных цветов. Москва часто вообще зашкаливает по концентрации одинаковых вещей на квадратный метр. В Лондоне такого нет.

У вас есть уникальная возможность изнутри сравнить российский и британский модные рынки — в чью пользу это сравнение?
Мне очень нравится, как развивается рынок в Москве, не берусь говорить за всю страну. Хотя по инстаграмму вижу, какое количество дизайнеров появляется каждый день. В Англии, в частности, в Лондоне чувствуется перенасыщение, бренды не успевают распродавать все стоки, отсюда и огромное количество sample sales, однодневных распродажа всех прошлых коллекций дизайнерской одежды и обуви.
Комментарии