«Репутационные» коллекции состоят из моделей ручной работы (не менее чем на 70%, но часто на все 100%) высочайшего качества, включая эксклюзивные ткани, отделку, драгоценности и аксессуары. Создаются ведущими кутюрье (дизайнерами) с мировыми именами: самые успешные модные бренды задают основные направления международной моде. Как правило, это модели для узкого круга аристократов от моды, для которых платье от кутюр стоимостью более 100 тыс. долларов — обычная покупка.
В каждой коллекции от кутюр должно быть представлено не менее 25 моделей, пропустить показ на Неделе Высокой моды невозможно. Сезоны открывают такие Дома моды, как Chanel, Dior, Christian Lacroix, Givenchy, Jean Paul Gaultier, Emanuel Ungaro. Помимо этих Домов в показах принимают участие члены-корреспонденты Ассоциации Высокой моды Парижа (те Дома, которые отвечают всем требованиям показов, но находятся за пределами Парижа, это Armani, Versace, Valentino, Валентин Юдашкин) и приглашенные члены (Дома, которые создают модели в стиле Высокой моды, но не отвечают полностью требованиям Синдиката, а потому называются просто «кутюр»).
Коллекции Pret-a-porter (Ready-to-Wear, «готовой к продаже одежды», «массовой моды», ранее — confection, «готового платья»), как видно из названия, рассчитаны на более широкий круг модниц. Они демонстрируются на других Неделях моды, проводимых также дважды в году, весной (в марте) и осенью (в октябре) в Лондоне, Милане, Нью-Йорке, Берлине, Барселоне, Москве
Первая коллекция прет, а порте была показана в 1966 году Ив Сен-Лораном, убежденным в том, что одежда от кутюр не отвечает запросам масс и вскоре вообще перестанет существовать. Великий кутюрье оказался прав лишь отчасти: показы от кутюр продолжаются с переменным успехом, а показы прет, а порте стали подиумом для бесчисленного количества молодых дизайнеров. При этом показы прет, а порте собирают намного больше зрителей и вызывают больше внимания в прессе и интернете. Да и прибыли от таких коллекций модные марки получают намного больше — ведь эта коллекция более дешевая не только по затратам на материалы, здесь не так много ручной работы, а крой идет по стандартным лекалам.
Среди коллекций прет, а порте есть категория pret-a-porter de lux- это модели более дорогие, брендовые, обязательным условием создания такой коллекции является наличие у дизайнера монобрендового бутика. Коллекции просто pret-a-porter могут продавать свои изделия через мультибрендовые бутики (Zara, Mango, H&M, TopShop).
Межсезонные коллекции — круизная и при фол. Круизные (курортные) коллекции (cruise, resort) демонстрируются в мае-июле, к концу осени их модели уже поступают в продажу. Обычно в круизных коллекциях моделей меньше, чем в коллекциях от кутюр и прет, а порте. Это одежда из легких тканей для отдыха, чаще летняя: купальники, пляжные ансамбли, вечерние и коктейльные платья, теплая одежда для шоппинга или casual. Более простой крой, отсутствие вычурных деталей, цветовая гамма более монохромна и соответствует цветовой гамме осени. Идеальная мода для тех. кто зимой едет на курорт и хочет сшить или купить что-нибудь «свеженькое». Круизные коллекции не всегда показываются на подиумах, они могут поступить напрямую в магазины и бутики.
Первые круизные коллекции появились в 20-е годы прошлого века, благодаря моде на курорты. Коко Шанель, Жан Пату, Эльза Скьяпарелли демонстрировали тельняшки, белоснежные брюки, шорты, вязаные вещи, береты. В 90-е годы у круизных коллекций началась эпоха Ренессанса: молодые путешественницы в поисках развлечений часто пересекали океан. Легкие шифоновые и шелковые наряды составляли основу гардероба, который они брали с собой в круизы. Карл Лагерфельд для Chanel уже в те годы создавал великолепные круизные коллекции. Теперь мода на такие коллекции распространяется среди дизайнеров все шире и охватывает самые разные бренды. И в этом нет ничего удивительного, ведь поехать зимой в какую-нибудь в жаркую экзотическую страну сегодня могут позволить себе многие. Yves Saint Laurent в 2006 году представил первую круизную коллекцию для мужчин.
Коллекции при фол (рre-fall, «предварительные для осени», «пилотные», «предпродажные») никогда не выводятся на подиумы и представляются только в каталогах. Такие коллекции поступают в продажу в июне, между весенне-летней и осенне-зимней коллекциями, и являются анонсом того, что будет представлено в основных коллекциях бренда. Как правило, в них заявлены самые практичные и повседневные вещи.
Фото: PR, catwalkpix.com.
Материал подготовила Елена Карпова.