Открыть ателье — это беспроигрышный вариант в модном бизнесе.
Во-первых, на старте ателье не требует существенных вложений, денежные — обычно отбиваются за три месяца. В процессе — меньше «замороженных» денег в товаре, коллекции не нужно отдавать под реализацию или долгое время ждать крупных поставок с производства.
Во-вторых, спрос есть всегда: от желающих сшить по своим меркам костюмы, свадебные и вечерние наряды до танцевальных школ и тех же дизайнеров, которым надо пошить вещи небольшой партией. Если все пройдет удачно, эти клиенты станут постоянными.
В-третьих, можно параллельно выпускать свои капсульные коллекции.
С чего стоит начать — это выбор помещения. Именно от места формулируется формат ателье, рассчитывается бизнес-план, подбирается оборудование.
Эксперт-практик Елена Пашина, спикер курса «Современный формат ателье» в Fashion Factory School, дала советы, на что стоит обращать внимание при выборе помещения.
Форматы
В основном речь пойдет о двух форматах. Первый — это частное ателье по пошиву и ремонту одежды. Второй — авторское ателье, где может быть представлена еще и капсульная коллекция. По опыту Елены Пашиной, последний формат предпочтительней.
Место
1. Для открытия ателье понадобится пространство от 45 до 80 кв. метров (80 метров достаточно и для организации шоу-рума). Допустим, вам понравилось место в 30 кв м. Тогда ищите полуподвал поблизости, чтобы там расположились портные и конструкторы. Но учтите: расстояние между двумя помещениями должно быть таким, чтобы конструктор при необходимости мог добежать из одного во второе.
2. Поиск лучше всего осуществлять через агентство; готовьтесь заплатить за первый и последний месяцы плюс вознаграждение вашему агенту. Специалисты по конкретному району знают, как все устроено, и держат «руку на пульсе».
3. Аренда «съедает» значительную часть доходов в бизнесе ателье. Вложения в обустройство одинаковы и в центре города, и в спальном районе, поэтому в принципе открываться лучше в центре, но делать ателье высокого уровня надо везде. Устанавливайте высокое качество пошива, обслуживания, дизайнерской работы — и соответствующий этому высокий прайс. Не утешайте себя рассуждениями вроде «сейчас цена на юбку такая-то, а когда я перееду в центр — будет выше». Установка Елены — выход «в ноль» в первый же месяц работы.
4. Учитывайте «характер» района, который вы облюбовали: что это — сосредоточие офисов или «город в городе» вроде Патриарших прудов, с его сарафанным радио. Для продвижения в спальном районе не очень помогает сайт и нужна вывеска. В историческом центре с вывеской будут сложности, зато здесь ателье может располагаться в маленьком дворе, в любом закоулке — его найдут.
5. Оптимальный вариант — помещение на первом этаже. Если отыскать что-то с отдельным входом не получается, то стоит переключиться на бизнес- или торговые центры, с огромными окнами и прочими преимуществами. Подобная модель сейчас популярна в Париже: бизнес-центр, внутри которого — различные виды продаж и услуг. Когда все, в том числе охрана и парковка, расположено под одной крышей, это существенно облегчает жизнь вашему потенциальному клиенту. И заодно вашу: правила аренды в бизнес-центрах едины для всех. Если же вы выбрали отдельное пространство, готовьтесь столкнуться с личностными особенностями арендодателя.
Арендодатель
1.Арендодатели делятся на три группы. Представитель первой держит все под контролем: узнав, что именно вы планируете открыть, она обрадуется, но с этого момента это будет «его» ателье. Вы словно бы получаете еще одного директора или партнера. Выхода два: сразу задать дистанцию, не дожидаясь перехода к доверительным отношениям, или сменить помещение.
2. Арендодатель второго типа не интересуется вашими сложностями, приходит только за деньгами, причем оплата происходит день в день. Также не самый лучший вариант. Ценой личных усилий — и трат — вы будете решать все проблемы с помещением и соседями, от бабушки сверху, жалующейся на шум, до засоров канализации. Выход — заранее собрать контакты городских служб, которые могу пригодиться, и быть во всеоружии.
3. Третий тип — он же идеальный — это человек, занимающийся бизнесом. Как и вы; он понимает, сколько нужно вложить, чтобы получить определенную отдачу. Важная деталь: обратите внимание, где прописан арендодатель. Все суды происходят по месту его жительства.
Документы
1.Обычно все договоры аренды стандартны и заключаются на 11 месяцев (в противном случае договор подлежит регистрации в Росреестре). Другое дело — дополнительное соглашение: вероятнее всего, «частник"-арендодатель пропишет что-нибудь еще и мелкими буквами. Читайте внимательно, не отмахивайтесь и не откладывайте на потом. Например, чтобы не обнаружить впоследствии, что вы были обязаны предупредить о том, что съезжаете за 2−3 месяца. Еще один важный документ — это передаточный акт. Не подписывайте, не проверив все и вся: открываются ли окна и не оборвали ли предыдущие арендаторы все провода.
2. В допсоглашениях возможно прописать и нюансы в вашу пользу. Каким бы ни было помещение, вам понадобятся усовершенствования. Если речь идет о полноценном ремонте — торгуйтесь, добивайтесь снижения стоимости аренды в течение года и отмены оплаты на первый месяц. Если доделки незначительны, просите бесплатную неделю, а лучше — три: все равно на подключение оборудования у вас уйдет какое-то время.
3. Закупая оборудование или проводя в порядок то, что у вас уже есть, не забудьте про окна. Заставьте их работать! Выставьте на обозрение задрапированные манекены, рассыпьте рулоны, самые интересные образцы тканей можно вставить в рамки. И подружитесь с приемщицей в химчистке по соседству, с обувной мастерской и магазином: они будут направлять к вам клиентов.
Курс «Современный формат ателье» стартует 20 октября. За 5 дней слушатели разберут основные этапы работы: составление бизнес-плана и определение концепции, поиск помещения и оборудования, найм сотрудников и способы продвижения, работа с клиентами и запуск собственной линии.
Подробная информация: fashionfactoryschool.com/atelier
Советы подготовила Екатерина Штерн для Fashion Factory School
Фото: pinterest