Вход

Hermès за кулисами: шелковый платок как история


12 сентября 2018

О чем в первую очередь вспоминаете вы, когда слышите слово "Hermès"? Скорее всего, о шелковых платках, а затем о сумках, или наоборот, но на самом деле Hermès — это куда больше!

Автор статьи
Ника Бажанова

Наглядно эту максиму подтвердили мастера своего дела, представители девяти различных ремесел великого модного дома на выставке "Hermès за кулисами", которая проходит с 5 по 14 сентября в ­Музее ­Москвы.

Перчаточник, художник по фарфору, седельник, кожевник и другие профессионалы Hermès демонстрируют творческий и технический процесс, рассказывая гостям выставки о тонкостях своей работы.

Если вы еще не посетили это по‑настоящему историческое мероприятие, у вас есть еще несколько дней, чтобы восполнить пробел!

Платок-каре как история

В рамках фестиваля ремесел также состоялась лекция "О чем рассказывает платок Hermès?", в ходе которой Кристин Дювинё, директор творческой студии Hermès, и Дмитрий Рыбальченко, художник и дизайнер модного дома, помогли гостям узнать и увидеть чуть больше, чем видит неподготовленный взгляд случайного созерцателя - истории, стоящие за платками Hermès.

История самого дома Hermès и история художника, история путешествия и история воспоминания — все переплетается, смешиваясь в единой целое, и уже из этого сплава на свет рождается шелковый платок-каре.

С момента создания модного дома Hermès в 1837 году было разработано более уникальных 20 000 дизайнов! Но для того, чтобы в полной мере раствориться в магии этих платков, необходимо вернуться немного в прошлое...

Самая первая история

Первый платок Hermès появился в 1937 году (спустя 100 лет после основания бренда!), представил его широкой публике Робер Дюма, зять Эмиля-Мориса Эрмеса, к которому перешли бразды правления брендом от отца и деда-основателя.

Дизайн назывался Jeu des Omnibus et Dames Blanches, что в переводе означает "Игра в омнибус и белые дамки". Эта акварель, изначально задуманная как настольная игра, некогда украшала стену в кабинете Эмиля Эрмеса. Что представляла собой эта игра? Новые линии пассажирского поезда, появившиеся в 1820-х гг., с вагонами на конной тяге окружают центральный медальон. Игроки делали ставки, а затем из мешочка доставали деревянные шарики, которые и определяли номер победителя. Кстати, один и тот же рисунок был представлен сразу в нескольких цветовых решениях, что сразу же превратилось в традицию — к платку одного дизайна подбирается в среднем десять различных цветовых вариаций, из которых затем тщательно выбираются самые интересные.


О художниках и сказителях

Излишне и говорить о том, что статус художника Hermès — не должность, а настоящий титул. Но несмотря на то, что модный дом сотрудничает с рядом постоянных художников, он также открыт для всех смелых и амбициозных: неважно, кто вы и откуда, если у вас есть история и вы готовы изложить ее в рисунке для платка-каре, у вас есть шанс!

Правда, стоит иметь ввиду, что в желающих недостатка не бывает, а в образцах для подражания у вас — весьма прославленные и достойные художники. Один из них, Дмитрий Рыбальченко, поделился на фестивале ремесел своими историями и рассказал о любимых платках Hermès.

Надо сказать, жизнь в некотором смысле предопределила профессию Дмитрия: его дедушка, Владимир Рыбальченко, приехал во Францию несколько лет спустя после революции в России. Избранницей его стала молодая французская аристократка Алиса Леду, один из трех братьев которой был художником и работал на Hermès. Несмотря на то, что отец Алисы не дал согласия на брак, русский и француженка поженились. У них родилось трое детей — Борис, Вера и Владимир. Владимир стал скульптором и художником и тоже начал работать на Hermès, как в дальнейшем и его сын, Дмитрий. Несмотря на то, что биография и даже творческий путь Дмитрия Рыбальченко связаны с Россией, по‑русски он не говорит, хотя и неплохо знаком с русской культурой.

По словам Дмитрия, Hermès нередко отправляет своих художников в путешествия, чтобы в них рождались новые дизайны для платков. Так, например, появился платок под названием Sous le Cèdre, "Под кедром".

Во время командировки в Ливан Дмитрий задумал платок с символом страны, ливанским кедром. Несмотря на долгие поездки в поисках дерева для натуры, поиски ни к чему не приводили, поскольку все деревья в округе были потрепаны болезнями и не слишком бережным обращением местных и туристов. Но однажды Рыбальченко пригласили на виллу к одному из местных политиков, где продемонстрировали в числе прочего великолепный кедр возрастом не менее трех, а то и четырех тысяч лет! Именно это чудо ливанской флоры и стало центральным мотивом платка, но и обрамляющая его мозаика не выдумана, а взята с натуры, с той самой виллы.

Как рассказал Дмитрий, процесс создания дизайнов начинается с темы, которую задает руководство модного дома. Иногда она бывает конкретной, например, Рождество, иногда абстрактной, например, рождение идеи. Но в остальном художники не встречают в своей работе никаких ограничений и предоставлены полету своей фантазии. Кстати, Дмитрий нередко включает в свои рисунки самого себя и своих знакомых! Правда, разглядеть их может быть не так-то просто, ведь зачастую это лишь фигурка в толпе или силуэт в окне.

Одним из самых любимых своих платков собственного авторства Дмитрий называет работу под названием Cheval Surprise, "Неожиданная лошадь". Именно этот платок был создан в рамках темы о рождении идеи.

На первый взгляд, мы видим лишь беспорядочные кляксы, монохромные в данном случае и разноцветные в других вариантах дизайна. Но если приглядеться, там и тут вы начнете различать лошадей со всадниками и без. По словам Дмитрия, его чрезвычайно интригует и восхищает способность нашего мышления создавать новое из самых случайных вещей, и этот платок прекрасно демонстрирует, как идея может родиться из мелочи.

Воистину, не хватит ни статьи, ни сборника, ни даже целой книжки, чтобы вместить все истории Hermès. Примечательный факт: за все годы существования модного дома так и не было создано каталога всех выпущенных дизайнов! Досадное упущение, в котором признается само руководство, вносит еще большую таинственность в сложившуюся за эти десятилетия мифологию бренда.

Но даже если вы не особенно жалуете платки и вполне равнодушны к стилистике Hermès, которая отчетливо узнаваема, несмотря на удивительное разнообразие художников и дизайнеров, даже вы, случайно увидев на ком-то заветный шелковый платок-каре, можете без сомнения и с полной уверенностью подтвердить — у этого платка есть история, и он готов ее рассказать любому, кто захочет послушать.

Фото: пресс-служба Музея Москвы, Hermès

Подпишись на канал Burdastyle в  Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии
Вы отвечаете на комментарий пользователя . Отменить