Эльза Скиапарелли родилась в позапрошлом веке — в 1890 году, в семье итальянских аристократов и с детства обращала на себя внимание эксцентричными выходками. В молодости после неудачного брака с лондонским аристократом она осталась одна с маленькой дочкой сначала в Нью-Йорке — там она поступила на работу в модный бутик, а затем переехала в Париж. Параллельно Эльза поступила на службу в антикварный магазин (многие исследователи ее творчества придерживаются мнения, что именно вещи из этого магазина определили ее будущий стиль). Затем она открывает фирму вязаной одежды и нанимает вязальщиц-армянок. Первым ее хитом стал черный свитер с большим белым вывязанным бантом на груди, подсмотренной на одной из знакомых. В 1927 году фурор в мире моды произвело ее черное вязаное платье.
После этого успеха Эльза получает заказ на линию спортивной одежды от фирмы STRAUSS и вскоре (в 1928 году) открывает свой Модный дом в Париже. Омар, или лобстер (Сальвадора Дали), африканские узоры, мотивы по матросским татуировкам — фантазия Эльзы Скиапарелли не знала границ.
Спустя еще несколько лет Эльза создает линию вечерних платьев — и вновь производит революцию в мире моды: черное платье-футляр плюс жакет плюс белый шарф, перекинутый на спину.
Но модельер по‑прежнему не ограничивает свою фантазию и увлекается модным сюрреализмом. Под влиянием этого художественного течения она создает такие культовые вещи, как шляпа-поношенная туфля, ожерелье из таблеток аспирина или из натуралистически выполненных насекомых на прозрачном пластике, жакет, надетый задом наперед, шарф с отпечатками газетных статей, шелковое платье с рисунком выдранных из ткани клочьев, сумочка-телефон, -яблоко или -воздушный шарик…
Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Джоан Кроуфорд, Мей Уэст, Норма Ширер (и не они одни) носили ее вещи не только в жизни, но и на экране. И надо признаться, что в кино наряды Эльзы смотрелись гораздо более выразительно, чем платья и костюмы Коко Шанель.
На период оккупации Парижа во время Второй мировой войны Эльза Скиапарелли эмигрирует в США. После войны, вернувшись в Париж, она обнаруживает, что лидирующее положение в мире моды занял Кристиан Диор. И Эльза, выпустив последнюю коллекции в 1953 году, бросает занятия дизайном одежды и остаток дней проводит среди людей мира искусства.
Эльза Скиапарелли умерла в Париже в 1973 году и была похоронена в шелковом костюме цвета shokingpink, введенного ею в моду еще в 1936 году.
Простота, универсальность, оригинальность и театральность моделей Скиапарелли всегда были шокирующими. Она всегда очень уверенно экспериментировала с расцветками, материалами и аксессуарами. Однажды увидев модель Скиапарелли, забыть ее было просто невозможно!
В июле прошлого (2013) года Кристиану Лакруа предложили создать первую коллекцию от-кутюр для возрожденного Дома моды Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli). Всего 3 дня посетители могли любоваться 18 образами в парижском Музее декоративных искусств. И все же именно эта выставка стала одной из самых обсуждаемых новостей в мире высокой моды.
«Создание этой коллекции было прекрасной сказкой», — с грустью признавался Кристиан Лакруа: «Это было как во сне, и завтра все это закончится»…
Тем не менее осенне-зимняя коллекция продемонстрировала глубину проникновения Лакруа в стиль Скиапарелли и, конечно, его собственное мастерство. Сюрреалистические омары Сальвадора Дали, обезьяний мех, кислотно-зеленый шифон, кашемировое платье-пальто с отделкой бисером, платье из атласа в розовую и черную полоску с огромным бантом — целый мир, неповторимый, экстравагантный и незабываемый…
Фото: images/de; burdastyle; catwalkpix.com.
Материал подготовила Елена Карпова