Он приподнимает нас не только над землей,но и в глазах окружающих. Делает выше,стройнее,женственнее. А взамен требует правильной походки и осанки!
Поделиться
Пожалуй, самый загадочный персонаж в волшебном театре моды — каблук. Рамки словарного определения — «подпяток под сапогом или башмаком» (В. Даль) — тесны для него. Он — вещь в себе, с несгибаемым внутренним стержнем и завидной биографией. Всеобщий любимец:
● Красные каблуки французских королей — чтобы подданные ясно видели их недосягаемую высоту. ● Котурны античных лицедеев — чтобы зритель даже с последнего ряда амфитеатра мог сопереживать высокому и вечному.
● Каблуки-кастаньеты танцовщиц фламенко — так звучит настоящая испанская страсть. ● Звонкие каблучки всех женщин мира прошлого и будущего, чтобы мужчины влюблялись с первого взгляда и оборачивались.
Впрочем, сначала каблуки были не модным, а полезным и удобным приспособлением. Первое упоминание относится примерно к 4000 году до н. э. Оказывается, в Древнем Египте обувь с каблуком носили простые землепашцы, так было удобнее передвигаться по рыхлой земле.
В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки — высокие деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их привязывали к повседневной обуви и называли «сабо». А на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги. В XIV веке, когда весь высший свет был увлечен охотой и верховой ездой, чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники стали утолщать подошву под пяткой. Это тоже был своего рода каблук. И поскольку на лошадях ездили в основном мужчины, то и первую обувь на каблуках стали носить они же. Столетие спустя каблук высотой 6−8 сантиметров появился и в обычной мужской обуви, как правило, ее носили аристократы.
Женщины не преминули воспользоваться чудесным изобретением. В эпоху Возрождения красавицам Испании и Италии пришлись по душе высокие деревянные «цоколи», прародители современной платформы. Правда, ходить на этих подставках было непросто. Порой платформа превышала 70 сантиметров! Чтобы передвигаться в такой обуви, даме нужна была поддержка двух служанок.
Помочь модницам решил Леонардо да Винчи. Он разработал более удобную конструкцию, напоминающую современный каблук женской обуви. Однако его изобретение в то время не оценили, и массовое распространение каблуков его конструкции в Европе началось лишь спустя почти три века — в XVII столетии. Зато открытием гения в 1533 году воспользовалась юная жена герцога Орлеанского Екатерина Медичи. Она заказала себе туфли на каблуке, чтобы казаться выше. Следом за ней высокий каблук надела Мария Тюдор. Аристократки особенно полюбили такую обувь: в ней спина казалась идеально прямой, а осанка — величественной. В эпоху рококо туфли начали украшать кружевом, лентами, камнями и обтягивать дорогим бархатом. В зависимости от моды каблуки красили в разные цвета.
В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Несмотря на неудобства, вскоре мода на каблуки стала повсеместной. Высота их теперь регламентировалась специальными указами. И конечно, самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Постоянно появлялись новые изобретения. Так, в начале XVIII века создали французский каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он зрительно уменьшал расстояние между носком туфли и пяткой, делая ножку визуально меньше. Впрочем, после Великой Французской революции 1789 года обо всех этих приятных хлопотах и модных веяниях дамам пришлось забыть почти на 50 лет. Европу охватила идея упрощения жизни. Врачи и философы вдруг выступили против узких корсетов и туфель на высоких каблуках — и, как ни странно, мода потерпела поражение.
Только в XIX веке вернулась мода на сапожки и туфли на каблучке, а уж век ХX и вовсе можно назвать триумфом обувщиков. После Второй мировой войны на сцену вышла шпилька — тонкий, изящный, манящий символ женской сексуальности. Сапожник Сальваторе Феррагамо прибил на этот каблук звонко цокающую металлическую набойку и предложил в качестве опоры для каблука длинный стальной стержень-стилет.
В 70-х высокий каблук усовершенствовал испанский дизайнер Маноло Бланик, превратив его в новое оружие красоты. Затем шпильки сменились платформами, потом каблуки вообще исчезли, потом появились снова. Модные дизайнеры предлагают теперь и мужчинам обувь на шпильках, украшают ее и уверяют: это поможет коротышкам не комплексовать рядом с супермоделями. Модельер и большой любитель юбок Марк Джейкобс давно и с удовольствием носит каблуки. А сэр Элтон Джон, Том Круз и Сильвио Берлускони выбирают невысокие и неприметные каблуки — однако только с ними чувствуют себя уверенно. Николя Саркози тоже всегда «на высоте», а его жена, Карла Бруни, надевает даже на официальные приемы балетки, чтобы разница в росте не бросалась в глаза. Но все же хочется верить, что высокие каблуки останутся нашей, женской силой и слабостью и что наши мужчины рядом с нами безо всяких ухищрений будут надежными и уверенными в себе. Без каблуков не обходится ни одна красная дорожка. Звезды стараются перещеголять друг друга оригинальностью каблучных форм. Но хитом у знаменитостей все равно остаются шпильки. Именно они обеспечивают максимальный эффект стройных ног. В моде — все. Тонкие, толстые, высокие, низкие, каблуки-рюмочки и, конечно же, шпильки. Сегодня для каблуков не существует никаких рамок. Все — материал, цвет, форма, дизайн — на усмотрение «творца». Декор каблука и платформы в стиле диско позволит блеснуть на вечеринке. Инкрустированный каблук — смелое решение для элегантного образа. Звериный принт на каблуке — то, что нужно для роковой красотки. Контрастное сочетание шпильки и меха подчеркивает утонченность образа.
Статья опубликована по материалам журнала «Добрые советы» 12/2012. Текст: Ольга Кононова. Фото: BurdaStyle.ru Материал подготовила Юлия Деканова