«Что касается удовольствий, то женщины находятся в гораздо более выгодном положении, чем мужчины: для них существует гораздо больше запретов».
Оскар Уайльд
Ни одна ткань еще не вызывала у меня столько вопросов, сколько джерси. В самом этом материале нет ничего особенного, на первый взгляд. Мы привыкли считать ее трикотажем. Некогда революционная роль ее в женском костюме изрядно подзатерлась.Оскар Уайльд
Укрепившееся мнение, что «в 1916 году Шанель взяла трикотажную ткань джерси, до этого использовавшуюся, главным образом, для пошива мужского нижнего белья, и создала из нее женский наряд», (как излагает это Тим Ганн в своей «Библии моды»), возобладало над остальными фактами. Бесспорно, почти обожествляемое жрецами моды явление миру Габриель Шанель, почитаемой также как Коко Шанель, есть вполне закономерное следствие устроенного ею «рая женскому телу», переворота в мире моды, обращенного к свободе и независимости женщины в мире. Скорее уж, ввержения мужчин в зависимость от женского каприза в одежде. Ведь им пришлось почти, в буквальном смысле, пожертвовать последние штаны, лишь бы сохранить за собой призрачное доминирование самцов в политике, бизнесе и финансах, при этом уступив роль arbiter elegantiarum тем, кому это было предназначено самой природой.
На фото: коктейльный комплект
Дизайнер: Коко Шанель
Дата: приблизительно 1964
Женщина была элегантна всегда, хотя это столетиями упорно скрывалось многослойностью костюма, и лишь с появлением шелкового джерси женское тело посмело настолько откровенно явить себя в свете, что, шокировав добропорядочных домохозяек, тайно восхитив манеры второй половины человечества, оно прочно обосновалось, как говорится, на самом видном месте, покончив с вековыми предрассудками.
На фото: вечернее платье
Дизайнер: Мадам Гре
Дата: сезон осень/зима 1954−55
Роль Коко Шанель, стащившей самым хулиганским способом довильскую тельняшку из джерси, преобразив её в пик стиля, элегантности и шарма нашего гардероба, трудно переоценить. Наряду с прочими модельными подвигами навсегда запечатлеется ее образ в горячих сердцах и трепетных душах шьющих красоту и с гордостью носящих джерси! Впрочем, об этом мы думаем в самый последний момент, хотя некоторое джерси, как тот овес, нынче тоже дорого.
Фото: кадр из фильма «Шанель»
Однако, как бы там ни было, следует помнить имена тех, кто был предтечей, а может и легендой этого великолепия. Кто указал путь и продолжил великое победоносное шествие тел с гордо поднятыми головами, несущих сумбур и смущение в неокрепшее еще сознание той половины человечества, которая жаждала, ждала, восхищалась в усы, но стеснялась проявлять эти эмоции на людях.
Блистательная «Лилия Джерси», урожденная Эмили Шарлотта Ле Бретон, она же Лилли Лэнгтри, прообраз многих художественных творений от изобразительного искусства до литературы, от музыки до кинематографа. Вспомните «ту самую женщину» Холмса, у сэра Артура Конан Дойля, «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, «Луну и Грош» У. Сомерсета Моэма. Есть мнение, что именно она впервые обратила внимание моды на эту простую, в сущности, материю, одноименную её родному острову Джерси, с которого эта простая вязаная ткань перебралась на материк. Сначала во Францию, далее везде. Трикотаж (tricotage) ведь французское слово, означающее — вязаные изделия.
Сама Габриэль Шанель восклицала: «Боже, знала бы я это раньше! Когда начинала работать с ней, какая это сложнейшая ткань!» И это она про джерси.
На фото: блуза
Дизайнер: Коко Шанель
Дата: 1930−35
«К 20-м годам уже каждый шил женскую одежду из джерси, да и теперь большинство женщин вокруг одеты в вещи из легкой тянущейся ткани, которая сто лет назад сошла бы только для мужских трусов», — язвительно сообщает тот же Тим Ганн. Мужчинам эта ткань до сих пор покоя не дает. А я вот думаю, что дело тут вовсе и не в ткани. Так как упомянутые им трусы свидетельствуют, что те самые последние брюки все же были сняты.
На фото: платье
Дизайнер: Кристобаль Баленсиага
Дата: 1955−56
На фото: платье
Дизайнер: Коко Шанель
Дата: приблизительно1924
Согласно ГОСТ, джерси называют основовязанным трикотажным полотном из шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых или синтетических нитей, образуемым из всех нитей основы, когда каждая петля вяжется своей нитью. Вместе с тем трикотажем именуются полотна, вырабатываемые на различных видах вязального оборудования из различных видов сырья и предназначенные для изготовления различных видов изделий.
Как известно, первый вязальный станок был изобретен в Англии в 1589 году. Это был плоский ручной станок для вязания. До этого просто вязали на спицах или крючком. Так вот этот станок назвали кулирным, то есть чулочным. Уильям Ли, помощник приходского священника, изобрел его для своей невесты, которая зарабатывала на жизнь вязанием чулок. А когда-то на острове Джерси из шерсти овец получали шерстяное волокно и вязали из него теплую незатейливую одежду для простых людей.
Когда в ХIХ веке мануфактурное производство стало бурно развиваться, а в частности, вязальные станки усложнились, с изобретением более сложной иглы для вязальной машины, которая имела язычковую структуру, вязальное производство получило возможность выдавать различные комбинации вязаных полотен. Но джерси по‑прежнему называлась ткань, получаемая однорядным плетением петель (single knitting). Теперь уже и интерлок (double knitted) называют (interlock) джерси.
Схожесть способов изготовления трикотажных тканей с вязаным полотном джерси позволяет говорить о «трикотажной» природе полотна. Вот только разница выглядит следующим образом. Однорядный легче, 140 g/m², весьма эластичен, стоек к распусканию. За счет наклона петель при вязании, различен с лицевой и изнаночной сторон, он тонок и имеет отличные свойства облегания, вместе с тем прекрасно «держит форму», если уметь ее придать.
А первой, кто это сделал с джерси, была портниха Жанна Маргэн-Лакруа. 10 мая 1908 года на скачках, на ипподроме Longchamp, возник переполох. Произошло невиданное доселе событие, отвлекшее публику от скачек. Появились три грации, одетые по меркам тех времен в ничто, то есть с точки зрения публики практически голые. Платья Директории. Вот какое название получили её платья.
«Я терпеливо годами образовываю публику в том, что в действительности представляет собой женская одежда», — говорила она. — «Это лишь два покрова. Первый — эластичное шелковое джерси, и второй, чтобы служить поддерживающим лиф с незначительным использованием китового уса, но не настолько, чтобы стеснить движения». К тому же платье надевалось совсем без белья. Появление дамы в таком наряде в Лондоне едва не убило Черчилля, так как его возница уже не мог больше следить за дорогой.
Вслед за Лонгчампским инцидентом уже Лили Лэнгтри была сфотографирована одетой в платье Директории на прогулке с герцогом Вестминстерским.
А теперь мы просто шьем себе, что вздумается, из джерси, не производя фурора и не нагоняя жути на добропорядочную публику, воспринимая одежду из джерси скорее как удобную и эффективную, в продолжающейся борьбе за свободу формы, стараясь привлечь внимание к содержанию, то есть тому, что в эту форму облечено. Иногда забывая, что примеры следовало бы брать с этих фотографий, а не крикливого глянца массовых распродаж.
Фото: Оксана Туманцева
Оксана Туманцева
По ее собственным словам: «…что мое, то мое. Шью по призванию, потому, что приятно, увлекательно и позволяет хоть кусочек материи воплотить в законченный образ».
Ведет собственный паблик ВКонтакте о вестиментарном. «Не от кутюр, зато сами!» Всегда оригинальные и самые точные сведения из мира моды, портновского искусства, свежий взгляд на тенденции, технологии, вопросы практического применения традиционных методов, ожившая история моды и швейного дела, раскрытые секреты современных мастеров, культурный диалог, живое общение, без рекламы.