Индустрия коммерческих ароматов полностью сформировалась к 70-м годам XX века. Сложилась четкая классификация запахов — цветочные, древесные, фруктовые, цитрусовые. Концерны начинают выпускать приятные, но довольно простые парфюмы. Больше внимания уделяется дизайну флакона, рекламе, а не самой композиции. В это время и зарождается нишевая парфюмерия — этакий протест против коммерциализации.
Особая парфюмерия
Главное отличие нишевых парфюмов от коммерческих «собратьев» — ориентация не на потребителя, а непосредственно на аромат. Нет цели, продать как можно больше флаконов, соответственно, не нужно подстраиваться под вкусы большинства. Нишевой парфюм — это всегда довольно смелый эксперимент, который совсем не обязательно увенчается коммерческим успехом. Свобода творчества, безусловно, сказывается и на конечной стоимости аромата. Любой концерн строго ограничивает бюджет на сырье и производство — если парфюм будет стоить дороже планируемого, продаваться он будет хуже. Нишевые марки не так сильно зависят от маркетинга и могут себе позволить самые редкие и самые дорогие компоненты, в большинстве натуральные. Это и оказывает решающее влияние на цену. Впрочем, высокая стоимость — совершенно не обязательно признак «селектива». Среди них есть свои ценовые ниши. У некоторых марок — Roja Dove, Amouage, by Kilian — цена парфюма может исчисляться десятками тысяч. Иные— например, MadetLen, AtelierCologne — обойдутся примерно в те же деньги, что и продукция масс-маркет.
Другие отличительные черты нишевой парфюмерии: упаковка подчеркнуто простая или, напротив, с использованием драгоценных камней и прочих изысков; отсутствие массовой рекламы и контрактов со звездами. Крайне редко «селективы» попадают на полки сетевых магазинов. Приобрести их чаще всего можно в небольших корнерах, фирменных бутиках и в самых знаменитых торговых центрах, вроде лондонского Harrod’s или нашего ЦУМа.
Первопроходцем в нишевой парфюмерии стала марка L’Artisan Parfumeur, созданная в 1976 году французом Жаном Лапортом. Первый аромат — «Ежевика и мускус» (Mure et Musc) — был выпущен небольшим тиражом. Спустя пару лет свои «ароматы не для всех» представила Анник Гуталь (Annic Goutal), начала выпускать парфюмы марка Dyptique, приобрела популярность марка Amouage, предложившая явно восточные духи в богатом оформлении и по заоблачной цене.
В 90-е годы взошла звезда Сержа Лютана. Сейчас ароматы Serge Lutens стали едва ли не классикой селективной парфюмерии, а в целом к концу нулевых в мире насчитывалось около 1000 марок, позиционирующих себя селективными.
Нотная грамота
В создании нишевых ароматов не обойтись без классических нот — розы, жасмина, сандала, альдегидов, мускуса. Однако используются здесь и те, которые обошла вниманием массовая парфюмерия, — пряности, инжир и даже ладан. Эти ноты придают парфюму особый характер, которого не хватает массовым продуктам.
Отдельный класс в «селективах» — парфюмы, которые воспроизводят тот или иной запах «из жизни»: аромат яблочного пирога, пинаколады, шоколада, рождественской елки или воздуха перед грозой… Как правило, они целиком состоят из синтетических компонентов и отличаются небольшой стойкостью. Но это, скорее, плюс — парфюм можно менять чуть ли не каждые 3 часа под ситуацию и настроение. Самый большой ассортимент подобных ароматов у марок Demeter и TokyoMilk.
Наряду с оригинальными, но вполне понятными «съедобными» и «природными» ароматами существуют и более странные экземпляры. Парфюмы с запахом жженой резины или городского смога, как, например, у Comme des Garсons, тоже находят своих ценителей. Конечно, применить такой аромат решится не каждая. Зато, надев его, точно не останетесь незамеченной.
Смешать, но не взбалтывать
Селективные ароматы зачастую могут похвастаться и более оригинальной композицией. На смену классической пирамидальной приходят линейные (разные ноты солируют практически одновременно). Несколько лет назад переворот в парфюмерии произвела марка Molecules, выпустившая духи, состоящие всего из одной ноты — амброксана, синтетического аналога амбры. Серьезные парфюмеры, впрочем, относятся к таким экспериментам весьма скептически. Однако тенденция налицо.
Дальше — больше. Многие нишевые марки предлагают смешивать ароматы и создавать духи под настроение. Так, цветочный аромат можно дополнить ванилью (лучше взять моноаромат). Удачно миксуются цитрусовые и свежие либо зеленые запахи разной концентрации и консистенции (духи и туалетная вода, парфюмированная вода и крем для тела).
Большой простор для экспериментов дают марки Malone, Serge Lutens, L’Artisan Parfumeur.
В стиле ретро
Особняком в мире нишевой парфюмерии стоят винтажные ароматы. Особо ценными сейчас считаются духи середины XX века, по тем или иным причинам снятые с производства. Особенно интересны образцы, которые найдутся у любого коллекционера, — Chypre от Coty, L’Heure Bleue Guerlain, Fiji Guy Laroche, 1000 Jean Patou. Многие до сих пор питают слабость к аутентичным Climat от Lancome или MagieNoire. Великой ценностью среди «парф-маньяков» считаются старые экземляры Chanel (№19 или классические №5) или Dior (Diorella, Miss Dior).
Учтите, многие ароматы с аналогичными названиями выпускаются и по сей день. Но, как правило, ничего общего со своими предшественниками они не имеют. Формулы ароматов со временем меняются, отличается сырье, а вот компоненты, без которых немыслима парфюмерия пятидесятилетней давности, сейчас запрещены. В первую очередь это относится к натуральной амбре и мускусу. Синтетические аналоги не дают такой глубины, как натуральные ингредиенты. Поэтому винтажные ароматы зачастую оказываются более стойкими и раскрываются совсем уж с неожиданной стороны. Начать знакомство с винтажной парфюмерией лучше всего с интернет-аукционов. «Вживую» винтаж ищите в антикварных лавках и, разумеется, на блошиных рынках. К сожалению, и здесь можно приобрести подделку или просто испортившийся товар. Чтобы избежать этого, покупайте только запломбированные флаконы.
Один и тот же бренд может создавать как коммерческие ароматы, так и селективные. GUERLAIN, CHANEL, HERMES предлагают массовые продукты, которые у всех на слуху и представлены в большинстве косметических магазинов. Но зайдите в фирменные бутики этих марок — там ассортимент гораздо интереснее.
Статья опубликована по материалам журнала «Добрые советы» 11/2014
Текст: Ирина Титлина. Фото: PR
Материал подготовила Юлия Деканова