Что такое power dressing?

9 февраля 2018 | Ника Бажанова

За этим англоязычным термином скрывается не просто одно из течений мира моды, а куда более сложное явление, о котором говорят все чаще.


Как это нередко случается, подходящего перевода устоявшегося словосочетания power dressing на русский язык нет. Но, пожалуй, мы не слишком погрешим против истины, если дадим его примерный вариант: «гардероб сильной женщины» или «манера одеваться, демонстрирующая силу».

Что же такое power dressing?


Слово «сила», заложенное в этот термин, недвусмысленно намекает, что речь здесь о власти, руководящих позициях, политике, и это действительно так.

Что такое power dressing?
Фото: Yves Saint Laurent

Впервые о power dressing заговорили в 70-80-х годах прошлого века, когда вышли книги Джона Моллоя «Одежда для успеха» и «Женщины: одежда для успеха», в которых автор предложил концепцию гендерной ориентации профессионального дресс-кода.

Жакет приталенного силуэтаРеспектабельный брючный костюм в тонкую полоску продемонстрирует серьезность ваших намерений и поспособствует продвижению вверх по служебной лестнице. Изюминка жакета — застежка в виде пояса слева, продетого через два полукольца.165
Брюки со складками-стрелкамиДаже к концу рабочего дня складки-стрелки на сужающихся книзу брюках будут выглядеть безупречно, ведь их сгибы отстрочены, как защипы.165
Блузка рубашечного крояПриталенные блузки рубашечного кроя.210
Главной целевой аудиторией Моллоя был совершенно новый пласт молодых амбициозных женщин, которые начали занимать должности в традиционно мужских сферах. Именно им автор предложил своего рода «униформу», манеру одеваться, которая помогла бы им достичь уважения и авторитетности на рабочем месте.

Что такое power dressing?
Фото: Burda 1989, 1987

Дресс-код этот представлял собой своеобразное переосмысление консервативного делового мужского гардероба и включал в себя брючные костюмы, неотличимые от мужских пиджаки с подплечниками, водолазки, но при этом отводил особую роль юбки длины миди. В некотором смысле можно сказать, что верхняя часть гардероба стремилась исключить малейший намек на женский формы, грудь намеренно нивелировалась оверсайзом, но при этом юбка призвана была напоминать о гендере, не превращая power dressing в неопределенный унисекс.

Жакет с брюками и юбкойЖакет с брюками и юбкой. Классический комплект для деловых встреч!210
Юбочный костюмЮбочный костюм: одна выкройка - два варианта.210
Жакет и юбка Юбочный костюм. Жакет приталенного силуэта, с удлиненной спинкой и боковыми деталями полочки. Юбка-карандаш с завышенной талией и двумя шаговыми шлицами сзади.210
Что такое power dressing?
Фото: Armani

Более того, Моллой включал в «гардероб сильной женщины« женственные аксессуары, хотя при этом решительно не приветствовались цветочные и растительные принты — вместо них следовало выбирать горошек, полоски или «гусиную лапку». Что касается цветовой гаммы, как и следует ожидать, в списке фаворитов были нейтральные холодные тона: синий, черный, серый, хаки и тому подобные цвета.

И снова Коко

Что такое power dressing?
Фото: Chanel

Ну конечно всезнающий Джон Моллой не был первопроходцем, он лишь уловил то, что до него не менее четко сформулировала Коко Шанель еще в двадцатых годах! Достаточно вспомнить ее юбочный костюм, состоящий из узкой юбки миди и жакета без воротника — это настоящее воплощение power dressing, сочетающего в себе как черты мужского гардероба, так и сдержанную женственность, идеальную для делового стиля.

Что такое power dressing?
Фото: Chanel

Как отмечают историки моды, костюм от Шанель выполнял ту же функцию, что возложена на power dressing сегодня: он позволял женщинам дефеминизировать свой образ в борьбе за профессиональное равенство с мужчинами.

Power dressing сегодня


Нам с вами известно куда больше икон стиля от power dressing, чем может показаться на первый взгляд: Жаклин Кеннеди, Маргарет Тэтчер, Мишель Обама, Хиллари Клинтон, Ангела Меркель, Брижит Макрон и многие, многие другие! Они не только воплощают в своем гардеробе все главные черты «властного стиля», но и задают тренды — к примеру, прошлогодняя сумасшедшая популярность алого цвета «Гренадин» не случилась бы, если бы не женщины-политики, в частности, та же Хиллари Клинтон, в очередной раз сделавшие активный красный символом энергии и грядущих перемен.

Укороченные брюки расклешенного силуэтаЕсли скомбинировать жакет с укороченными, слегка расширяющимися книзу брюками со складками-стрелками, сшитыми из ткани в тон, у вас получится превосходный костюм.165
Короткий жакет приталенного силуэтаКороткий приталенный жакет без воротника смотрится очень изысканно. И не последнюю роль здесь играют расходящиеся лучами вытачки на полочках, застроченные как защипы, и серебристая пуговица в качестве застежки.165
Блейзер однобортныйСовещания, переговоры, презентации — в этом твидовом костюме вы всегда будете выглядеть достойно! Однобортный блейзер длиной до бедер, с широкими лацканами и большими накладными карманами.165
Брюки, расклешенные от коленаТвидовый костюм ― ваш надежный партнер! Брюки со складками-стрелками, слегка расширяющиеся от колена.165
Впрочем, если отойти от политики, обычной женщине сегодня нет необходимости облачаться в бесформенный брючный костюм ради того только, чтобы коллеги-мужчины соизволили принять всерьез ее деловые качества. Деловой дресс-код давно впустил в себя женственность в широком смысле этого слова, но при этом power dressing было и остается весьма популярным направлением — не как единственный шанс заявить о себе, но как сознательный выбор в пользу делового нейтралитета в лучшем смысле этого слова.

Жакет-спенсер с баскойЕсли жакет спенсер с баской, без воротника и застежки дополнить брюками марлен, то получится отличный костюм в духе 70-х. 165
Жакет приталенный со скругленными внизу полочкамиНепринужденный и в то же время элегантный: джинсовый костюм с броской набивкой пригодится в любом путешествии. Приталенный жакет со скругленными внизу полочками и длинными лацканами застегивается на одну пуговицу. 165
Жакет со скошенными полочкамиПеред вами несколько экстравагантный и все же подходящий для официальных выходов костюм! Короткий жакет со скошенными полочками украшен золотистыми пуговицами с цепочкой. 165
Жакет с шалевым воротникомПеред нами яркий пример непринужденного делового костюма. Шалевый воротник и фигурные швы на талии блейзера позволяют провести аналогию с традиционным жилетом клерка. 165
Нам важно знать ваше мнение! Пожалуйста, отметьте, понравился вам наш материал или нет.
  • Пожаловаться
    ×

Комментарии (8)

  • 12 февраля 2018

    еЛена

    Ника, Ваши статьи последнего времени очень нравятся. Вы обращаете внимание на аспекты моды, которые расширяют кругозор тех, кто хотел бы не просто знать, но и понимать тенденциии, исторические корни появления того или иного модного направления или явления. Даже, порой спорные Ваши суждения, не раздражают, а вызывают уважение желанием разобраться.

    Поэтому и хотела бы обратиться к Вам с вопросом, пожалуй риторическим: почему во всех статьях на, не побоюсь этого слова, самом значимом модном российском сайте, ни разу не упоминается ни одно русское (в мировом пониманиии, естественно, где русский = тот, кто живёт в России или говорит на русском) имя? Неужели в стране нет стильно и модно одевающихся знаменитостей, какого бы масштаба они не были? Почему постоянно предлагается обратить внимание, на тех, кто извне?И дело не во взывании к патриотизму, просто хочется понять почему надо брать в качестве примера женщин, у которых всё другое и менталитет, и тип внешности и образ жизни. Или про них можно просто перепечатать, то, что уже написано? Не верю.

    PS: Упоминание в предпоследнем абзаце одной персоны в контексте моды, всёравно какого направления, довело бы население одной европейской страны до хохота. Всё таки тщательнЕй надо быть, ну право слово :)
    ответить Пожаловаться
    ×
  • 12 февраля 2018

    Ника Бажанова
    еЛена, еЛена, Здравствуйте! Большое и более чем искреннее спасибо за вашу похвалу - вы знаете, что я не преувеличу, если скажу, что это для меня много значит.

    Вопрос вполне не риторический, на мой взгляд, а абсолютно оправданный, и на него есть два ответа. Первый момент: знаменитости ныне живущие, включая сюда как модельеров и стилистов, так и просто публичных персон, которые следят за модой и слывут законодателями трендов. Года полтора назад у нас выходила статья об основах стиля и базового гардероба от известной российской дамы, стилиста, которого мы все прекрасно знаем (простите, что не озвучу ее имя). В статье я использовала открытые источники, причем моего собственного переосмысления в материале было крайне мало, поскольку речь шла исключительно об основах и постулатах, озвученных стилистом как на ТВ, так и в интервью и так далее. Через сутки после публикации нам пришло электронное письмо от пиар-менеджера этой известной персоны с обещаниями подать в суд, если статья не будет снята с публикации или переписана до неузнаваемости без упоминания вышеуказанной дамы-стилиста. Не потому, что статья была плоха, отнюдь, а потому, что, по мнению пиар-менеджера, мы намеренно наживались на известном имени, завлекая им к себе читателей. Надо ли говорить, что степень моего лично удивления с трудом поддается описанию. Публикацию мы изменили, согласно требованиям, конфликт был исчерпан, а печальный опыт остался.


    Также хочу отметить, без конкретики, что в современном мире очень многие публикации о знаменитостях-современниках (из родной страны) связаны в не самом веселом ключе с пиаром, рекламой, договорами и многими другими тонкостями. С зарубежными персонами ничего подобного никогда не бывает связано.


    И, наконец, второй момент: персоны ныне уже не живущие. Здесь ваш упрек более справедлив, потому что об истории российской моды мы пишем крайне мало. Но, к сожалению, и у этого есть косвенная, но причина. Когда в 1937 году Кристобаль Баленсиага открывал в Париже свой модный дом, в СССР начинался самый страшный период сталинских репрессий, который потом историки назвали "Большой террор". Когда в 1947 году Диор представил миру Нью Лук и провел свой первый показ, в СССР подходил к концу чудовищный период послевоенного голода 46-47 годов. Этот список можно продолжать бесконечно, к сожалению, история нашей страны прошлого века полна невзгод. Как к этому ни относись, но история моды - это в большей степени история западной моды, поэтому происходит неизбежно вот такой перекос в сторону Запада.


    Тем не менее, я думаю, что мне стоит больше углубиться в тематику. Говорить о том, что о российской и советской моде написать совершенно нечего - без сомнения, нонсенс. Надеюсь, что смогу в будущем порадовать вас и других читателей нашего сайта интересными материалами из этой области.
    ответить Пожаловаться
    ×
  • Аватар отсутствует

    13 февраля 2018

    elenaliginova

    Забавно было прочесть в комментарии читательницы о том же самом, о чем думала и сама, когда знакомилась со статьей ))) Уважаемая Ника! еЛена спрашивала Вас не о том, почему Вы не пишете об истории отечественной моды. Она интересовалась, почему в списке "Жаклин Кеннеди, Маргарет Тэтчер, Мишель Обама, Хиллари Клинтон, Ангела Меркель, Брижит Макрон" нет ни одной персоны из России (СССР)? Впрочем, Ваш ответ понятен. За упоминание отечественных имен должны платить либо вам - за пиар, либо вы - за использование раскрученного имени. Тупик. Есть, правда, пример пауэр-стиля таких женщин, как Яровая, Матвиенко... Но про ТАКИХ своих хорошо писать нельзя, даже если тема никак не связана с политикой. Это, видимо, влечет за собой осуждение редакционного коллектива, друзей и всего прогрессивного человечества. Или собственные убеждения не позволяют?.. Ладно, была такая Раиса Горбачева. Тут убеждения не должны помешать. Тоже не подходит? Ей тоже далеко до иконы "напористого" (позвольте так перевести англ.слово пауэр) стиля в одежде Меркель?! Ну тогда про Фурцеву - министра культуры СССР - даже и вспоминать не буду. Она ж участница "Большого террора". И не важно, что в тот исторический период на Западе и впомине не было женщин, которые бы занимали такого же уровня посты в правительствах. Кстати, в США даже в 70-х годах была в силе рассовая сегрегация (так что Жаклин Кеннеди и даже юная Хиллари Клинтон вполне могли пользоваться "привилегиями белых") - но это не мешало дамам быть модными и следовать стилю пауэр дрессинг. Во Франции - столице моды - женщинам разрешили голосовать на выборах в 1944 (!!!) году. В СССР - в 1917 г. И вы по-прежнему считаете, что стиль, о котором ведется речь, родился на Западе? Вы пишите о зачатках стиля пауэр дрессинг в туалетах Шанель в 20-е годы. А как тогда назвать стиль женщин-комиссаров времен гражданской войны - черные кожаные широкоплечие пиджаки, прямые юбки-миди, алые платки, повязанные узлом на затылке? Не это ли пауэр-дрессинг, что пошел не от дизайнеров, а "с улиц"? К слову, "Оптимистическую трагедию" Вишневского читали? Знаете, вообще, о чем там речь идет? Ладно, вернемся к современности. По оценкам самих же западных экспертов, Россия занимает первое место в мире по числу женщин-руководителей в деловой сфере и в политике. Это не удивительно, учитывая 100-летнюю историю феменизма в нашей стране. Но, судя по тому, что вы так и не смогли найти ни одной отечественной женской фамилии для примера, все эти женщины-руководители либо моли неприметные в плане всенародной славы, либо одеваются как коровы на выпасе? Видимо, так по-вашему... Спасибо, сайт из рассылок удаляю.
    ответить Пожаловаться
    ×
  • 13 февраля 2018

    Ника Бажанова
    elenaliginova, Здравствуйте! Полагаю, я действительно не совсем точно поняла вопрос еЛены. Я восприняла его более глобально, но если он был исключительно про ситуативное упоминание в контексте, как, например, в подобном случае, то здесь нет никаких глобальных причин, кроме частного решения, осознанного или нет, каждого отдельно взятого автора, в данном случае моего. Но я боюсь, что вы сгущаете краски, предполагая, что тут замешаны какие-то сумбурные политические переживания. Можно списать подобное упущение на что угодно, молодость, непрофессионализм, плохое знание истории, "не-подумала-об-этом", но, поверьте, искать тут обдуманную злоумышленность действительно не стоит.

    Вы пишете такую фразу "И вы по-прежнему считаете, что стиль, о котором ведется речь, родился на Западе?" и упоминаете стиль женщин-комиссаров. Прежде всего, я хочу отметить, что я не историк моды и не историк в широком смысле, я не искусствовед и не культуролог, даже не художник по костюмам. Я журналист, при написании статей я изучаю открытые источники, книги, энциклопедии и стараюсь изложить факты так, чтобы читателю было интересно. Где баланс между познавательной статьей на сайте о шитье и моде и культурологическим исследованием? То, что power dressing в своем окончательном виде возник на Западе в 70-80-е годы - все-таки факт, в статье описано, что именно стало для этого катализатором, поэтому поспорить здесь можно лишь об истоках стиля. Но почему тогда писать о женщинах-комиссарах, но не упоминать, скажем, о египетской царице Хатшепсут, ставшей одной из первых женщин-фараонов? На официальные мероприятия Хатшепсут надевала мужские одежды и даже накладную бороду. Разве нет в этом прямой связи с пауэр-дрессинг? И разве это единственные примеры в мировой истории, которые можно найти?

    Поймите правильно, абсолютно любая тема всегда сложнее, чем кажется, сложнее, чем можно о ней написать в рамках даже нашего замечательного сайта. Я понимаю и принимаю ваше неудовольствие с точки зрения отечественных фигур, которых вполне можно было хотя бы уж упомянуть, но с точки зрения истории моды, к сожалению, согласиться не могу по вышеозначенным причинам.
    ответить Пожаловаться
    ×
  • Аватар отсутствует

    13 февраля 2018

    sew3
    Ника Бажанова, Ника, позвольте выразить вам поддержку. Вы пишете интересные и познавательные статьи. Поначалу здесь вас пригрузили мастер-классами, которые не совсем удавались (кроп-топ, бюстгальтер обклеенный цветами). Но сейчас я с удовольствием читаю ваши публикации и также ваши комментарии к ним. Спасибо!
    ответить Пожаловаться
    ×
  • 13 февраля 2018

    Ника Бажанова
    sew3, добрый день! Большое спасибо вам за мотивирующую похвалу!
    Профиль на сайте подсказывает, что за все время на сайте я разместила более 300 мастер-классов - надеюсь все же, что среди них были и удачные)
    ответить Пожаловаться
    ×
  • 13 февраля 2018

    еЛена

    Ника, спасибо за развёрнутый ответ. Про пиар и, связанные с ним трудности стало понятно. Но, наверное, не все так реагируют на упоминание собственного имени в прессе, иначе писать журналистам просто невозможно было бы, а "глянец" тем не менее не сворачивает своё производство. Думаю, что Вы, по доброте душевной, переработали и систематизировали в той статье, то, что задумано было продавать кусками за большие деньги в виде семинаров, МК и т.д. :)

    Но вопрос или, скорее замечание, было не совсем о том. Мои претензии были только к абзацу с перечислением имён. Именно этот список вызвал недоумение, как отсутствием в нём российских дам, так и присутствием в нём персон, критикуемых десятилетиями за отсутствие вкуса и стиля. К теме статьи у меня как раз нет никаких претензий. Действительно, небольшая заметка или статья на подобном сайте не должна превращаться в монографию. И да, модная индустрия не была нашим "коньком" в 20 веке, в этом нет ничего страшного, были другие достижения.

    Но... если мы уже заговорили об этом, то позволю себе ещё несколько мыслей вслух. Вот сравните два предложения: "Когда в 1947 году Диор представил миру Нью Лук и провел свой первый показ, в СССР подходил к концу чудовищный период послевоенного голода 46-47 годов" и "Когда в Париже в 1944 году проходил первый модный показ, нашей стране, мягко говоря, было не до этого, надо было бороться с коричневой чумой." И то и другое - правда, которую глупо отрицать, но чувства вызывают разные, потому что акценты расставлены по-разному. Так вот я больше об этих акцентах в статьях и материалах на сайте. Я далека от мысли обвинять Вас в каких-то политических предпочтениях и пр. просто предлагаю поразмышлять на эту тему.


    ответить Пожаловаться
    ×
  • Аватар отсутствует

    13 февраля 2018

    olgaskiba
    Интересная статья, хорошо подобранные примеры (да какая разница - наши или западные, главное, женщины, и женщины со вкусом). И такая резкая критика, да ещё с каким-то высосанным из пальца политическим подтекстом. Дамы, кому не нравится материал, напишите свой - и о женщинах-комиссарах, и о Фурцевой и иже с ними. Почитаем и ваши статьи. Судя по комментариям, вы хорошо владеете материалом из истории моды нашей страны. Нам тоже интересно - поделитесь.
    А критиковать всегда проще.
    Автору спасибо за материал!
    ответить Пожаловаться
    ×
Добавить комментарий