Мы часто восхищаемся модой XIX и XX веков, находя в ней женственность и изящество, которых порой недостает моде современной. Однако, несмотря на то, что мы с легкостью можем оценить красоту кроя и деталей, представить себе, как ощущаются роскошные наряды прошлого в процессе ношения, мы не в силах. А между тем история моды пошла по тому пути развития, который мы наблюдаем, еще и потому, что многое в моде прошлого было в действительности неудобно и нерационально… Сегодня мы поговорим об удивительном изобретении знаменитого модельера Поля Пуаре, которое наглядно демонстрирует, почему мы в XXI веке так ценим оверсайз и свободный крой.
Париж, аэроплан и гейши: истоки легенды
Поль Пуаре, парижский модельер первой половины XX века, оставил в истории моды чрезвычайно яркий след, и в числе прочего избавил женщин от корсетов, предложив рубашечный крой платья. Этот факт смотрится особенно иронично, учитывая, что всего через несколько лет после этого Пуаре, по собственному же выражению, «освободив бюст, сковал женщинам ноги" — а точнее придумал длинную сужающуюся книзу юбку, настолько узкую, что передвигаться в ней можно было только семенящей походкой.
По легенде, Пуаре вдохновлялся образом первой американки-пассажирки аэроплана братьев Райт, Эдит Берг.
Чтобы во время полета ветер не раздувал юбку, Берг перевязала ее ниже колен веревкой. После полета она не сразу развязала веревку и пошла прочь со связанной юбкой, что якобы и увидел модельер. Некоторые уверяют, что у Пуаре, как у ярого поклонника всего восточного, возникла восхитившая его ассоциация с походкой японских гейш — мелкими семенящими шажками.
Как бы то ни было, именно из-за того, насколько юбка сковывала ходьбу, за ней и закрепилось название «хромая юбка", hobble skirt (от английского to hobble — ковылять, хромать).
Парадоксы моды
Фасон с удивительной скоростью вошел в моду. Несмотря на то, что было совершенно очевидно, что позволить себе неудобства такой модели могли только относительно состоятельные женщины, да и то по особым случаям, хромые юбки были невероятно популярны как во Франции, так и в США, и в Англии. Причем популярность их совпала с расцветом активности суфражисток, которые выступали не только за глобальные вещи, вроде предоставления женщинам избирательного права, но и в том числе за то, чтобы мода перестала издеваться над женщинами, требуя от них нездоровых или странных вещей (в начале века, например, считалось модным, чтобы женщины с помощью корсетов формировали особый S-образный силуэт).
Неудивительно, что такое неудобное в ношении изделие начало быстро обрастать различными казусами. Если на светских мероприятиях просеменить из одной комнаты в другую можно было с достоинством, то перемещаться по городу и уж тем более пользоваться общественным транспортом было крайне непросто. Говорят, некоторые женщины, чтобы случайно не порвать юбку резким движением, действительно связывали себе ноги. В результате модницы частенько падали на лестницах, получали травмы при выходе из вагонов и автомобилей, слишком медленно переходили дорогу, так что в некоторых американских штатах правительство даже постановило уменьшить высоту тротуаров! Юбка стала причиной и нескольких трагичных случаев: одна 18-летняя девушка в подобной юбке, споткнувшись на мосту, упала в реку и утонула, другая женщина стала жертвой взбесившейся лошади на скачках, от которой не смогла ни убежать, ни увернуться.
Очень быстро хромая юбка стала объектов множества насмешек и карикатур, которые сегодня помогают нам понять, как относились к подобным модным трендам современники.
Конец популярности юбки положила Первая мировая война. В дальнейшем о фасоне еще не раз вспоминали, но дизайнеры все же стремились к тому, чтобы сделать хромую юбку удобнее. И как бы удивительно это ни звучало, но ее дальним родственником принято считать… привычную нам юбку-карандаш!