Что такое длинные и короткие тренды?
Если вы интересуетесь модой, то наверняка замечали, что одни модные тенденции остаются актуальными на протяжении многих сезонов и даже лет, а другие — забываются уже через несколько месяцев. Это и есть так называемые длинные (или долгие) и короткие модные тренды. Длинные тренды задают глобальные направления в мире моды. На подиумах, в витринах магазинов, на улицах мы видим вещи, соответствующие таким трендам, долго, из сезона в сезон. Взлёты же и падения коротких трендов похожи на яркие вспышки: сегодня это очень модно, а завтра — уже совсем нет.
Откуда берутся тренды?
Вообще, прогнозированием трендов занимается отдельная отрасль модной индустрии. Это международные или просто крупные агентства, тренд-бюро, которые специализируются на анализе трендов и выдаче прогнозов о том, что будет модно в следующем сезоне или, например, через несколько лет.
Для составления таких прогнозов анализируются не только модные веяния, но и многие другие аспекты, важные для общества. Что интересно людям, что волнует их, чего они хотят, что им нравится и как изменятся эти настроения через год или пять лет — на моду влияет всё, от изменений погоды до политики. Ведь мода, как и искусство, является отражением происходящего в мире и в наших умах.
Конечно, в этот сложный анализ попадают и результаты непосредственно модных исследований. Изучаются и огромные выставки тканей, и тенденции с показов, и оригинальные фэшн-находки, которые можно отметить, например, следя за стрит-стайлом или модными настроениями андеграудных тусовок. Плюс — анализируются результаты продаж тех или иных вещей по прошлым сезонам. Все сведения систематизируют и делают выводы, составляя рекомендации, от общих до самых конкретных, например, форма носа ботильонов или длина рукава пальто.
Многие бренды пользуются услугами и рекомендациями таких агентств. Кто-то проводит анализ и строит прогнозы самостоятельно. Но всё равно иногда случается так, что какой-нибудь тренд появляется будто ниоткуда, а другой, спрогнозированный, не выстреливает.
Как отличить длинный тренд от короткого и чем это может помочь в составлении гардероба?
Понимание разницы между длинными и короткими трендами может помочь одеваться актуально, избегая лишних трат и ненужных разочарований. Это не так просто, но попробуем разобраться, как это делать.
Конечно, то, насколько одежда должна соответствовать модным тенденциям, каждый определяет для себя сам. Но большинству из нас всё же хотелось бы выглядеть адекватно времени. При этом перед каждым сезоном обновлять гардероб целиком могут (да и хотят — дело это хлопотное) лишь единицы. Обычно к новому сезону мы шьём или докупаем лишь некоторое, не слишком большое по отношению к имеющемуся количество вещей. Нам нужно новое, нам хочется нового — это в нашей природе. И мы обзаводимся новым. Долго ли вещь будет оставаться актуальной? Мы не ждём этого от каждой обновки, но для некоторых вещей эта характеристика важна. Спрогнозировать это и поможет понимание разницы между короткими и длинными трендами.
Можно сшить необычное пальто, остромодное этой зимой, а через год обнаружить, что такой крой записали в антитренды. Или потратить немаленькую сумму на сумочку, с которой папарацци поймали всех звёзд стритстайла, и вскоре выяснить, что это был тренд на пару сезонов, и звёзды уже фотографируются с другой сумкой. И в первом, и во втором случае так вышло, потому что это были короткие тренды. Они не то чтобы плохи по сравнению с длинными — они просто скоротечны. И если вам хочется обзавестись вещью, которая будет выглядеть актуально и сегодня, и через пару лет, стоит выбрать модель, соответствующую длинным трендам. Короткий тренд тоже может быть хорош. Например, остромодный яркий аксессуар, добавленный к образу, может сразу сделать его актуальней и заявить о вашей осведомлённости в тенденциях моды. Но, покупая такую вещь, вы заранее будете понимать, что модной она будет недолго, — и не станете платить больше чем оно того стоит.
Как отличить одни тренды от других — это самое интересное (и непростое). С наибольшей вероятностью это могут сделать специалисты, например, модные эксперты или работники тех самых тренд-бюро. Чтобы погрузиться в тему и узнать мнение профессионалов, стоит читать модные обзоры и слушать подкасты (например, подкаст Burda Style — мы приглашаем экспертов, которые понятно рассказывают об очень интересных вещах).
Можно попробовать произвести и собственный анализ. Именно длинные тренды обычно становятся показателем глобальных процессов, происходящих с миром. Например, жители мегаполисов устали от суеты и хотят покоя, возвращения к природе — в тренде натуральные цвета и материалы, расслабленные вещи. В обществе всё больший вес имеет образ сильной, авторитетной женщины — в тренде power dressing и мужские вещи в женском гардеробе. Уже несколько лет актуальный тренд на одежду оверсайз — отражение нашего стремления к удобству, и в выборе вещей, и в том, как мы в них себя чувствуем. Все эти тенденции с нами уже не первый сезон — можно предположить, что они будут актуальны и дальше. А если мы узнаём о моде, например, на очень-очень маленькие сумочки, в которые сложно уместить современный телефон, скорее всего можно сделать вывод, что это тренд короткий. По крайней мере, потому, что такие сумки не очень удобны, и играть в эту модную игрушку нам долго не захочется.
Но, конечно, прогнозы, сделаны ли они самостоятельно или стали результатом работы международного бюро, остаются прогнозами — обычно они сбываются, а бывает, что нет. «О модных трендах никто до конца ничего не знает», как сказала гостья недавнего выпуска подкаста Burda Галина Кравченко, директор департамента ассортимента Fashion Consulting Group. Нам остаётся принимать во внимание мнение экспертов, прислушиваться к своему модному чутью и радовать себя обновками, наслаждаясь ими столько, сколько нам кажется это нужным — ведь решаем это, в конце концов, только мы.
Фото: Pixabay