Сегодня, примеряя разные модели брюк, представительницы прекрасного пола не так часто задумываются о временах, когда для дамы пристойным считалось носить только длинное платье или юбку. Конечно, для восточной культуры разнообразные виды шароваров и других штанов исторически были частью женского гардероба. Западная же традиция сложилась так, что долгое время разные подобия брюк для женщин (в частности, панталоны) были исключительно элементом нижнего белья, для демонстрации в обществе никак не предназначенным.
Одним из самых значимых событий в процессе становления брюк как полноправного элемента гардероба западной женщины стало появление так называемых блумерсов. Эти широкие штаны типа шароваров назвали так в честь общественной активистки Амелии Блумер, которая якобы изобрела их и всячески пропагандировала. Но на самом деле всё было немного не так…
Выступление суфражистки, изменившее историю моды
Амелия Блумер в революционном наряде
Амелия Дженкс Блумер была американским общественным деятелем, суфражисткой (участницей движения за права женщин), журналисткой. Её называют одной из основоположниц феминизма. Амелия организовала и возглавила женское общество, выпускала газету для женщин «The Lily», где обсуждались значимые для читательниц темы, и активно участвовала в разнообразных конференциях и других мероприятиях, пропагандируя свои взгляды. Одно из таких выступлений и стало знаковым для истории моды.
Помимо борьбы за избирательное и другие права женщин, Блумер отстаивала и возможность для дам одеваться не так, как предписано принятыми правилами, а так, как им удобно и хочется. Перейдя от слов к делу, произносить свою речь на Всемирной промышленной выставке 1851 года в Лондоне Амелия вышла в шокировавшем публику наряде. На ней была широкая и — о ужас! — весьма короткая для тех времён юбка, из-под которой виднелись широкие, присборенные на щиколотках штаны!
Публикация в английской газете Family Herald, рассказывающая о появлении блумерсов в Англии (1851), изображения скопированы газетой из американского издания Sartain’s Magazine
Мероприятие, где выступала Блумер, было популярным и освещалось в прессе, поэтому появление на нём суфражистки в невероятном наряде стало сенсацией. Реагировали на это по‑разному. Многие были возмущены. Блумерсы — штаны окрестили по фамилии Амелии — осуждали и высмеивали. Но были и те, кто поддержал смелость Блумер — в основном это были женщины. Они писали Амелии письма со словами поддержки и просили подробнее рассказать о блумерсах и дать выкройку получивших скандальную известность штанов.
Сегодня именно Амелию Блумер часто называют изобретательницей блумерсов, но на деле она была скорее их популяризатором, а придумала их другая женщина, Элизабет Смит.
«…Испытывая отвращение к длинной юбке…»
Элизабет Смит Миллер и придуманный ею костюм
Элизабет Смит Миллер жила в Америке примерно в те же годы, что и Амелия Блумер, и вместе со своим мужем тоже занималась борьбой за права женщин и филантропией. Но своим появлением штаны, впоследствии названные блумерсами, обязаны в первую очередь не общественным убеждениям Элизабет, а её работе в саду. Копаться в земле и ухаживать за растениями в традиционном наряде с громоздкой юбкой было неудобно. Элизабет, по собственному признанию, делала это, «испытывая отвращение к длинной юбке». Для удобства она и придумала наряд, включающий в себя штаны. Она описывает его как «турецкие брюки до лодыжки с юбкой длиной примерно на четыре дюйма ниже колена». В этой одежде Миллер появлялась в том числе у своей кузины, которая дружила с Амелией Блумер: от кузины та о них и узнала.
Что было с блумерсами дальше?
«Новый женский костюм»
Как сложилась дальнейшая судьба блумерсов? Они пережили взлёты и падения. Сначала вместе со скандальной известностью блумерсы получили и некоторую популярность. Носили их, конечно, в первую очередь смелые женщины передовых взглядов, чаще — надевая эти брюки в дорогу, для удобства. Осуждение блумерсов при этом тоже было сильно, и постепенно мода на эти штаны сошла на нет. Но, как выяснилось позже, для того, чтобы возродиться снова.
Блумерсы высмеивали многочисленные карикатуры в прессе
Когда в конце 19 века стал популярен велосипед, на котором ездили в том числе и дамы, блумерсы вернулись. Ведь заниматься велосипедной ездой в длинной юбке было не только неудобно, но и небезопасно. Потом, в начале 20 века, велосипеды несколько вышли из моды, вместе с этим женщины почти перестали носить блумерсы.
Ещё одна карикатура — о дамах, блумерсах и велосипедах
В 1910-х штаны подобного покроя возродил модельер Поль Пуаре. Пышные, восточного вида шаровары стали трендом — но назывались они уже не блумерсами, а harem pants, «гаремными штанами», и носились без юбки. Потом, в 1920-х, вклад в популяризацию женских брюк внесла Коко Шанель, перекроив мужские модели на женскую фигуру. Но эти и последующие этапы развития моды — уже скорее не о блумерсах, а о том, чему они дали дорогу. Сами же штаны имени одной из первых феминисток — теперь одна из страниц истории моды, страница яркая и, как мы можем констатировать сегодня, важная.
Фото: freethought-trail.org, sexualhistorytour.com, plymouthuniversitynineteenthcenturystudies.wordpress.com, lisawallerrogers.com