«Делюсь секретом: надо соединить метод дедукции с методом анализа и сильно не напрягаться».
Карл Лагерфельд
Карл Лагерфельд
Предыдущие части мастер-класса вы найдете по ссылкам:
Часть 1. Шьем пальто по мотивам Fendi в технике Chanel
Часть 2. Шьем пальто по мотивам Fendi: поэтапная сборка
Часть 3. Шьем пальто по мотивам Fendi: отложной воротник
Итак… продолжим шить пальто? На этот раз расскажу, как обработать борта подбортами, нижний воротник верхним с использованием техники «сквозного» простегивания.
Детали подбортов в моем пальто так же, как и верх полочек, продублированы шелковой органзой. Но на этот раз я использовала органзу потоньше, менее упругую по плотности. Чтобы сохранить ощущение «живого трепета» ткани, ее пластичность. Простегивание подбортов выполняется аналогично тому, как я показывала и рассказывала ранее. Горизонтальные строчки начинаем и заканчиваем у линий внешних и внутренних срезов. Расстояние между строчками примерно 3,5−4 см.
В конструкции моего пальто имеется обтачка горловины спинки, которая продублирована с изнаночной стороны шелковым батистом методом простегивания. Стачиваем ее с подбортами, припуски шва подрезаем до 1−1,2 см, швы разутюживаем.
Внутренний срез подбортов и обтачки горловины спинки окантован шелковой косой бейкой собственного изготовления. На лицевую сторону подбортов и обтачки накладываем лицевой стороной косую бейку, совместив срезы, наметываем ее, затем настрачиваем на расстоянии 0,6−0,7 см от края среза.
Мастер-класс: карман в стиле карго с пряжкой рамкой-регулятором
Отворачиваем косую бейку на изнаночную сторону подбортов и обтачки, заметываем ее, оставляя внутренний срез по изнаночной стороне подбортов открытым. Затем отстрачиваем по лицевой стороне точно в край. Затем слегка приутюживаем.
Вдоль линии горловины на подбортах и обтачке прокладываем стабилизирующую строчку. Рассекаем припуск, не доходя до строчки 1−2 мм, в местах, где располагаются надсечки воротника.
Деталь верхнего воротника продублирована шелковым батистом методом простегивания (для стабилизации моей «подвижной», «рыхлой» ткани и для выравнивания толщины и текстуры ее слоев нижнего и верхнего воротников).
С помощью сметочных стежков или булавок вметываем верхний воротник в горловину обтачки спинки и подбортов лицевыми сторонами внутрь точно между надсечками воротника. Стачиваем детали между этими надсечками, делая закрепки в начале и конце строчки. Припуски верхнего воротника «после» надсечек никоим образом не должны попасть в шов стачивания. В начале и конце строчки оставляем концы верхней и нижней нитей длиной примерно 15 — 20 см. Затем припуск шва стачивания верхнего воротника и подбортов/обтачки горловины спинки подрезаем (в сыпучих тканях) до 1,5 см, (в не таковых), — до 1 см. Припуски шва разутюживаем на колодке.
Обработка воротников: учимся шить правильно
Теперь о главном.
Воротник, как известно, состоит из двух деталей, нижней и верхней, и имеет (в данном случае) изогнутую форму. Чтобы получить красивый перегиб ткани на воротнике со стороны спинки пальто, чтобы лацканы легли ровно и плоско, чтобы в области надсечек не образовались складки, чтобы не случилось чрезмерного натяжения ткани, верхний слой должен быть чуть шире и длиннее нижнего. Этот избыток как раз мы распределим на огибание ткани.
В моем случае детали верхнего и нижнего воротников были выкроены с припусками в 2 см. Этого «запаса» мне хватило, чтобы выполнить, как мне кажется, красивый перегиб (в случае, если припуски заложены небольшие, то выкраивать верхний воротник нужно больше нижнего по отлету и концам на величину, необходимую для получения канта, огибания края и создания правильного расположения деталей в соответствии с формой воротника). Итак, прежде, чем соединить верхний воротник/подборт и нижний воротник/пальто, делаем обязательную подгонку верхнего воротника.
Для этого скалываем верхний и нижний воротники вдоль линии горловины изнаночными сторонами внутрь, совместив плечевые швы и швы втачивания воротников. Двигаемся с булавками точно по канавке шва!
Отправляем пальто на манекен, и уже на нем, (выполнив перегиб, при этом, как следует, расправив ткань верхнего воротника, и совместив линии середины) со стороны спинки отмечаем на нижнем воротнике с помощью булавок линию среза верхнего воротника. Для пущей уверенности можно эту линию наметить стежками временного назначения. Посадка верхнего воротника должна быть распределена без перекосов!
Затем скалываем нижний и верхний воротники лицевыми сторонами внутрь, совместив срез верхнего воротника и линию, отмеченную сметочными стежками на нижнем воротнике. После чего сметываем детали со стороны нижнего воротника.
Шов соединения подборта с полочкой должен быть выполнен с особой точностью, так как от этого зависит окончательная форма лацкана и борта. Поэтому на тесьме, (которую мы прокладывали вдоль линии лацкана), отмечаем маркером точную линию обтачивания лацкана от конца строчки, там, где у нас надсечка, и заканчивая ниже уголка лацкана на 5 — 6 см.
Соединяем подборт с изделием, соединив их лицевыми сторонами внутрь и совместив срезы вдоль линии борта. Скалываем булавками со стороны полочки, двигаясь от надсечки воротника до линии низа. При необходимости можно дополнительно проложить сметочные стежки. На левую полочку подборт наметываем сверху вниз, а на правую — снизу вверх.
Теперь необходимо обтачать воротник со стороны нижнего воротника, от надсечки до надсечки, отступив на длину одного стежка от шва горловины. (На фото шва обтачивания не видно, выделила его красным цветом для наглядности).
В уголках длину стежка уменьшаем. В начале и конце строчки закрепок не делаем, оставляем концы верхней и нижней нитей длиной примерно 15 — 20 см. Концы нитей связываем.
Исправно совместив надсечки воротника на подборте и полочке, скалываем булавкой через все слои ткани у конца строчки вдоль горловины, чтобы избежать смещения (движения) слоев ткани.
Вдеваем в иглу концы нитей, которые мы оставили у надсечек воротника, и с ее помощью «переводим» их на другую сторону деталей.
Необходимо, чтобы все концы нитей были «вытянуты» в местах надсечек между припусками. Все «извлеченные» таким образом концы нитей связываем «крепким добротным» узлом, после … нити подрезаем.
Далее обтачиваем борта от точки уступа лацкана (надсечки воротника) до линии низа. (Правую полочку обтачиваем снизу вверх, левую — сверху вниз.) И здесь мы тоже, в точке надсечки воротника, оставляем концы нитей примерно 15 — 20 см. На верхнем участке лацкана, перед уголком, строчку делаем немного выгнутой, чтобы потом, когда лацкан будет вывернут на лицевую сторону, не возник прогиб по этой линии. В уголке длину стежка уменьшаем. Концы нитей связываем и подрезаем. (Чтобы проверить симметричность сторон (их длину, форму и расположение уголков лацканов), воротник перегибаем по линии середины и сравниваем левую и правую стороны.)
Шлица от Burberry своими руками
Шов обтачивания приутюживаем, после припуски шва разутюживаем, применяя различные колодки.
Затем припуски шва ступенчато подрезаем. В нижней точке линии перегиба лацкана припуски шва обтачивания «слегка» рассекаем. Выше надсечки припуск со стороны подборта подрезаем до 1,2 см, а припуск со стороны изделия до 0,8 см, ниже надсечки — наоборот.
Далее — ступенчатая подрезка припусков на воротнике. Со стороны верхнего воротника припуск шва обтачивания подрезаем до 1 см (на сыпучих, «рыхлых» тканях), со стороны нижнего — до 0,7 см. Вблизи уголков — слегка наискосок.
Выворачиваем пальто на лицевую сторону, как следует выправляя в уголках. Выметываем пальто косыми длинными стежками вдоль линии края борта и по краям воротника. Не забываем про переходный кант. Выше нижней точки линии перегиба лацкана шов обтачивания смещаем в сторону полочки, ниже — в сторону подборта. На воротнике шов направляем в сторону нижнего воротника, располагая его с учетом получения канта за счет верхнего воротника.
После того, как края выметаны, прокладываем дополнительную строчку косых стежков параллельно первой на расстоянии 2 — 3 см. Этими строчками закрепляем края, равномерно размещая посадку верхнего воротника и лацканов.
Приутюживаем выметанные края, двигаясь с утюгом от середины спинки по воротнику, далее — лацканам, и по линии края борта до линии низа изделия. (Лацканы приутюживаем со стороны полочек, а борта — со стороны подбортов). После чего даем пальто как следует «отдохнуть».
Придаем форму лацканам и воротнику, которая будет в готовом изделии. Выметываем линии перегиба лацканов, прикрепляя верхний воротник к нижнему, а подборта к изделию.
Соединяем сметочными длинными стежками нижний воротник с верхним по линии втачивания воротника в горловину, двигаясь с иголкой точно по канавке шва. Шов втачивания нижнего воротника в горловину должен быть на одном уровне со швом втачивания верхнего воротника!
После этого необходимо выполнить стежки постоянного назначения. Эту операцию можно проделать как с лицевой стороны, так и с изнаночной (отогнув обтачку горловины спинки вверх).
Теперь финальное ВТО лацканов и воротника.
Продолжение вы найдете по ссылке:
Часть 5. Шьем пальто по мотивам Fendi: обработка низа
Оксана Туманцева
По ее собственным словам: «…что мое, то мое. Шью по призванию, потому, что приятно, увлекательно и позволяет хоть кусочек материи воплотить в законченный образ».
Ведет собственный паблик ВКонтакте о вестиментарном. «Не от кутюр, зато сами!» Всегда оригинальные и самые точные сведения из мира моды, портновского искусства, свежий взгляд на тенденции, технологии, вопросы практического применения традиционных методов, ожившая история моды и швейного дела, раскрытые секреты современных мастеров, культурный диалог, живое общение, без рекламы.
Фото: Оксана Туманцева