Причем сложнее всего поддаются обработке изделия из легких и скользящих тканей — шёлк, шифон, батист, тонкие трикотажные полотна. Плотные ткани легче удержать на рабочей поверхности, они меньше растягиваются и более послушны.
На примере пуловера с симметричным низом из тонкого трикотажа из Burda 3/2016 рассмотрим, как справится с обработкой на оверлоке таких участков, как вырез горловины, проймы и асимметричный низ.
Шаг 1
Выкроите все детали с одинаковыми припусками.
В таком случае надобность в обрезке во время обработки на оверлоке отпадает.
Шаг 2
Установите на оверлоке тонкие иглы (75/11). И заправьте нитками, подходящими по толщине и цвету.
Шаг 3
Потренируйтесь на лоскутке ткани, из которой будете шить изделие. Обработайте прямой срез, косой исрез двух лоскутков, сложенных вместе. При необходимости меняйте настройки оверлока, при этом запишите те, при которых строчка получается ровной.
Шаг 4
Сколите или сметайте детали. Смётывать лучше всего шелковыми нитками, отступив от края среза 0,7−1 см, чтобы потом было легко удалить намётку.
Шаг 5
Детали для стачивания расположите близко к игле. Срез должен идти параллельнокраю пластины, не выступая за нож оверлока.
Шаг 6
Обрабатывайте и одновременно стачивайте срезы на медленной скорости.
Правой рукой слегка придерживайте детали перед лапкой и следите, чтобы срез не попадал под нож. Если ткань норовит «убежать» из-под лапки, контролируйте её левой рукой.
Шаг 7
Вынимайте булавки из полотна, как только этот участок подходит вплотную к лапке оверлока.
Шаг 8
Отутюжьте швы.
Флизелин формбанд
Для того, чтобы предотвратить деформацию и растяжение косых и скругленных срезов, используют флизелин формбанд — специальная косая бейка, изготовленная из тонкого клеевого флизелина шириной 12 мм, с цепным швом.
Флизелин формбанд приутюживают вдоль срезов, при этом утюжат поперёк.
Цепной шов на флизелине должен совмещаться с вычерченной линией шва на детали кроя.
В настоящем мастер-классе использован довольно тонкий трикотаж, и полоска флизелина формбанда может придать ненужное уплотнение вырезу горловины, поэтому попробуем обойтись без него.
Шаг 9
Ещё раз на лоскутке трикотажа обработайте на оверлоке скругленный срез, повторяющий вырез горловины, проверьте настройки.
Шаг 10
Расположите горловину спинки лицевой стороной вверх под лапкой таким образом, чтобы иголки были точно над плечевым швом, а сам срез проходил по краю пластины.
Шаг 11
Опустите лапку и на медленной скорости начните обработку среза.
Левой рукой контролируйте ткань, чтобы она не сместилась относительно игл. А правой придерживайте, чтобы срез не попал под нож, и слегка продвигайте ткань вперёд под лапку.
Шаг 12
Низ пуловера скругленный, и в боковых швах переход неравномерный.
Как только вы подошли к этому месту, выровняйте срез относительно края пластины, но при этом ни в коем случае не растягивайте его! И только потом можете продолжить обработку среза.
Шаг 13
С помощью портновских булавок совместите метки на рукаве с метками в пройме.
Шаг 14
Обязательно вметайте рукав в пройму, точно совмещая срезы деталей.
Намётку выполните на расстоянии около 1 см.
Шаг 15
Втачайте рукав, соблюдая те же рекомендации, что и при обработке горловины (Шаг 11).
Шаг 16
Отуюжьте обработанные срезы низа, горловины и втачивания рукавов поперек оверлочной строчки.
Шаг 17
Отверните припуски по линии горловины, низа изделия и рукавов на изнаночную сторону и подшейте на швейной машинке.
Советы
Если в процессе обработки скругленных участков ткань всё же сместилась из-под иглы влево, остановите оверлок, приподнимите лапку и аккуратно поправьте ткань, верните на место.
Попадание 1−2 мм от края среза под нож оверлока вполне допустимо.
И, самое главное, как только вы почувствовали уверенность в том, что у вас всё получается, ни при каких обстоятельствах не снижайте бдительности. Именно в такие моменты ткань попадает под нож оверлока и «убегает» из-под иглы. Поэтому будьте внимательны, аккуратны и соблюдайте все вышеизложенные рекомендации на протяжении всего процесса работы на оверлоке при прохождении скругленных и косых срезов на деталях изделия.
Автор мастер-класса и фото: Юлия Деканова