Выпускной вечер — момент одинаково важный и волнительный. Но браться за пошив выпускного платья не все решаются. И напрасно. Это не так страшно, как кажется. Мы покажем, как на основе выкройки простого летнего платья приталенного силуэта, модель 108 из Burda 5/2011, можно сшить нарядный вариант, лишь добавив некоторые элементы отделки, позаимствованные из вечерней и свадебной моды. Самое главное, что превратит обычное платье в нарядное — это, конечно, ткань. К ее выбору стоит подойти ответственно. К нарядным тканям можно отнести натуральные шёлк и шифон. Из шифона получаются прелестные струящиеся платья, но работать с ним не так просто. Если опыта маловато, лучше обратить внимание на шелк. Он бывает разный — гладкий атласный и шероховатый креповый, тонкий и поплотнее. Из плотных шелков благородно смотрится и хорошо держит форму шелковая тафта. С ней приятно работать, она не скользит при раскрое и пошиве, не ерзает под лапкой, хорошо лежит в складках, поэтому с ней справятся даже не очень продвинутые швеи. Нужно лишь знать некоторые особенности работы с шелком. Правила эти применимы к любым шелкам, не только к тафте.
Что нужно знать при работе с шелком?
Во-первых
нужно правильно выбрать нитки. Шелк и шифон — ткани деликатные, поэтому и нитки нужно брать качественные — тонкие и прочные. Если Вы взяли шелковые нитки, то обязательно проверьте их на прочность! Нитки не должны легко рваться руками. Сейчас в продаже есть много вискозных или шелковых нитей, но они могут быть для вышивки, а не для шитья. А нитки для вышивки не выдерживают нагрузки в швах при носке и могут лопнуть. Хороши при работе с шелком нитки премиум класса — немецкие марки Madeira № 140 и Guttermann. Они, хоть и синтетические, 100% полиэстер, но прекрасно сочетаются с шелком. Для шифона хорошо также подходят нитки Guttermann Tera 180. Они тоньше универсальных ниток, предназначены для обметки, но и для шитья хорошо подходят по толщине и прочности. В катушке 2000 м, хватает надолго. Можно размотать ее по шпулькам и поставить и на машинку, и на оверлок. С этими нитками получается прекрасный тонкий, узкий и очень деликатный ролевый шов для обработки края широких юбок или оборок.
Во-вторых
в работе с деликатными тканями очень помогает хороший инструмент. Это, например, ножницы для шелка. У них одно лезвие по режущему краю с насечками. Эти насечки не позволяют соскальзывать ткани, поэтому получается более точный крой. Кроме того, есть и специальные булавки. Они очень тонкие, с острыми кончиками и стеклянными маленькими круглыми красными головками. Под утюгом такие головки не плавятся, булавки не оставляют следов и зацепок на шелке. Деликатные ткани нужно шить более тонкими иглами. Чем тоньше ткань, тем тоньше и игла. Как правило, это иглы № 60−70. Есть еще иглы Микротекс, у них специальный, более остро заточенный кончик, который легко прокалывает ткань, следы от прокола у такой иглы менее заметны, игла не делает просечек. Ну и основное правило — при работе с дорогой тканью лучше поставить новую иглу, чтобы затупившийся кончик не цеплял нити ткани в шве.
Ткань перед пошивом нужно обязательно продекатировать!
Шелк лучше замочить в теплой воде, можно со столовой ложкой уксуса. Это не позволит ему потерять цвет или полинять. Затем ткань нужно отжать вручную, не сильно скручивая, высушить и проутюжить с изнанки, пока он еще чуть влажный. Атласные шелка лучше не тереть и не выкручивать, а отжать в полотенце. На сухой шелк не должны попасть капельки воды, иначе могут остаться пятна. Если же пятна все же появились, придется опять смочить весь кусок ткани. Если у вас атласный шелк без эластана, то его лучше раскроить по поперечной, чтобы избежать прореживания швов при носке. Или же нужно проклеить все швы тонкой клеевой перед их стачиванием.
Платье из шелковой тафты
Ткань с купоном, переходящим от серого цвета к насыщенному розовому. На длинное платье понадобилось два купона по 1,3 м. Всего ушло 2,7 м ткани при ширине 1,4 м.
Итак, приступаем к пошиву платья.
Шаг 1
Купон очень ограничил выбор фасона, потому самую насыщенную часть купона было решено оставить на юбку. Ее мы и отрезаем в первую очередь. Юбка-татьянка, состоит из двух прямоугольных кусков, собранных по талии. Ширина каждого полотнища — это ширина куска ткани — 1,4 м. То есть ширина всей юбки составила 2,8 м.
Шаг 2
Сшиваем боковые швы юбки французским швом. Сначала ткань складываем изнанка к изнанке и стачиваем шов. Но у нас в левом боку будет потайная молния. Как ее соединить с французским швом? Можно в конце молнии сделать надсечку на припуске, но в сыпучих тканях место надсечки нужно обязательно проклеить! Я же просто вывожу строчку к краю ткани у конца молнии. Припуски подрезаем до 5 мм. Ткань складываем уже лицом к лицу, приутюживаем шов так, чтобы припуски остались между тканью и стачиваем шов уже на 7 мм от края. Шов чисто вытачан без оверлока, припуски спрятаны внутри шва. Припуски заутюживаем в сторону, вид с лицевой стороны. Выше шва проклеить припуски под молнию полосками клеевой.
Шаг 3
Чтобы срез не высыпался, проходим зигзагом по верхнему срезу юбки. Затем прокладываем две строчки широким посадочным стежком по верхнему срезу юбки, стягиваем их и равномерно распределяем сборку по талии. Юбка почти готова.
Шаг 4
Выбираем удачную выкройку лифа для такой пышной юбки. Для наглядности делаем макеты лифа по трем выкройкам и меряем их с юбкой.
С данными моделями лифа, но с одной юбкой общий вид платья совершенно разный. Мы выбрали лиф, показанный на последнем фото.
Шаг 5
Подогнать макет лифа по фигуре, выкроить по нему детали верха и подкладки, проклеить припуски полосками тонкой клеевой. Стачать швы лифа французскими швами, как на юбке. Левый бок сшить только на 5 см ниже пройм, ниже будет втачиваться молния. Припуски под молнию укрепить клеевой. Чтобы выполнить французский шов выше молнии, припуски у начала молнии нужно надсечь после укрепления клеевой. На спинке решено сделать вырез. Для этого отгибаем детали спинки до белья по среднему шву. Укрепить сгиб полосками клеевой и подрезать детали спинки с припусками 1−1,5 см.
Шаг 6
Спинку украшаем застежкой с навесными петлями и пуговичками в ряд.
Как выполнить застежку на навесные петли с обтяжными пуговицами, вы узнаете из мастер-класса на BurdaStyle.ru
Шаг 7
Обрабатываем лиф подкладкой и сшиваем плечи платья.
Как это сделать, показано в мастер-классе Обработка лифа платья подкладкой
Шаг 8
Вложить лиф в юбку, вколоть и вметать лиф в юбку. Надеть платье, подвязать талию узкой резинкой. По нижнему краю резинки разметить точную линию талии. Это нужно для того, чтобы талия была ровно на месте по горизонтали. Переметать юбку точно по разметке. Притачать лиф к юбке, по краю припуска проложить еще одну строчку. Так как юбка сильно присборена, эта строчка прижимает сборку по краю припуска, обметать край с ней будет проще. Приутюжить припуски со сборкой, обметать припуски шва по талии. Убрать посадочные строчки.
Шаг 9
Вшиваем молнию в левый боковой шов. Для этого шов нужно сметать, совместив шов по талии, припуски разутюжить. Припуски проклеены тонкой клеевой! Молнию проутюжить, чтобы она подсела, затем наколоть на припуски так, чтобы замочек выходил точно в начале разреза под молнию. А зубчики лежали точно по сметанному шву. Наметать молнию близко к зубчикам только на припуски. Убрать наметку из шва, расстегнуть молнию. Втачать молнию. Аккуратно протянуть замочек молнии на лицевую сторону юбки. Наводим красоту с изнанки. Сначала нужно окантовать нижний кончик молнии, затем — длинные стороны молнии вместе с припусками юбки, но только у юбки, потому что лиф закроется подкладкой.
Шаг 10
Подкладку у лифа подвернуть снизу и подколоть с небольшим напуском, чтобы она не тянула в носке, поверх шва по талии. Припуски остаются под подкладкой. Вокруг молнии подкладку также подвернуть и подколоть так, чтобы она не мешала свободно проходить замочку молнии. Пришить подкладку вокруг молнии и по талии вручную потайным стежком. Приутюжить подкладку у молнии и по талии. Получилась чистая изнанка без оверлочных строчек. Молния вверху закрыта подкладкой, внизу окантована.
Шаг 11
Осталось подшить низ платья.
Хотите сделать юбку пышной? Мастер-класс Как сделать пышным низ юбки с помощью регилина подробно рассказывает об этом
А можно сделать пышной юбку за счет подъюбника из фатина.
Такому способу вас научит мастер-класс на BurdaStyle.ru Как сшить подъюбник из фатина
У меня достаточно плотная тафта, поэтому регилин не потребовался. Но, если платье носить без подъюбника, регилин можно вставить в подгибку, такая возможность предусмотрена в моем варианте. Так как ткани на подгибку не хватало, пришлось делать фальшивую подгибку из сетки подходящего цвета. На ткани остаются следы от проколов иглой, потайные стежки были бы видны с лицевой стороны низа, поэтому низ я приклеила с помощью полоски формбанда. Выкроить полосу из сетки шириной 9 см и длиной, равной ширине юбки по низу. Заутюжить полоску пополам. Развернуть полоску, рядом со сгибом настрочить полоску клеевой шириной 1 см. Опять сложить полоску вдоль пополам. Притачать полоску двумя срезами вместе по низу юбки с лицевой стороны на 5−7 мм от края. Отвернуть полоску вниз и настрочить на припуски на 1 мм от шва. Это не даст полоске отворачиваться на лицевую сторону. Отвернуть полоску на изнанку и приутюжить ее по низу юбки. Подгибка из сетки держится за счет клеевой полоски, с лицевой стороны подгибка почти не заметна.
Шаг 12
Осталось подобрать пояс. Ткани у меня не осталось, поэтому для пояса я подобрала репсовую ленту шириной 4 см в цвет платья. Можно сделать пояс с бантом из фатина. Платье готово! С подъюбником оно выглядит бальным за счет пышности юбки, без подъюбника просто нарядным. Можно юбку и подъюбник сделать короче — получится платье в стиле нью-лук. Можно это платье сделать из кружева. В белом цвете оно станет свадебным. Вместо обтяжных пуговиц можно использовать жемчужные бусины. Для более бюджетного варианта верхнюю юбку можно сделать из нескольких слоев фатина. С подъюбником получится пышная юбка «шопенка». Как видите, вариантов много, а исполнение одно. Желаю вам выбрать свое платье и воплотить его в жизнь, удачи в пошиве!
Светлана Хацкевич
Светлана закончила ВУЗ по специальности «Инженер-технолог швейного производства». Более 20 лет преподает технологию шитья. Является старшим преподавателем в «Академии Burda». Мы знаем Светлану по ее работе на сайте с момента его основания. Она щедро делится знаниями и заражает своей любовью к шитью. Шитье — это творчество, увлекательное и познавательное. Добро пожаловать в этот яркий и интересный мир! Это заключительная часть большого мастер-класса по пошиву платья для выпускного бала в рамках спецпроекта «Весенний бал». Автор мастер-класса и фото: Светлана ХацкевичМатериал подготовила Юлия Деканова