Завяжем модный галстук

Кто бы мог подумать, что кусок ткани, спасающий в непогоду воина или усталого путника, станет престижной деталью гардероба? С галстуком так и случилось.


Итак, Франция, 1635 год. При дворе Людовика XIII празднуют славную победу над янычарами. Среди приглашенных — доблестные хорватские воины. Вороты их рубашек подвязаны пестрыми шелковыми платками, закрученными в форме бабочки. Такой же платок тут же надевает французский король, еще не зная, что в этот момент становится первым законодателем галстучной моды Франции и всей Европы. Отсюда, от хорватов, и происхождение французского cravatte (галстук), а в переводе с немецкого Halstuch означает «шейный платок». Галстук в те времена, и правда, выглядел, как платок — кружевной, шелковый, из батиста; в разные эпохи менялась лишь мода на узлы. Впрочем, такие платки носили еще римские легионеры. И в Древнем Египте отрез ткани на плечах защищал воинов от ветра, и в Древнем Китае. Выходит, шейный платок изначально был деталью мужского костюма. Но это была не дань моде, а лишь удобная вещь.

Завяжем модный галстукБриллианты и бабочки
Европа, ХVII век. В моде батистовый шейный платок, который несколько раз обматывают вокруг шеи, оставляя концы свободно свисать на груди. Модники проводили у зеркала по полдня, чтобы по всем правилам завязать шейный платок. Например, поверх него повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком. Такой вид шейного платка назывался «солитер», или «бриллиант». А первой женщиной, надевшей галстук, была фаворитка Людовика XIV Луиза Лавальер. Она завязывала шейные платки «бабочкой». Этот узел, названный в ее честь «лавальер», используется и ныне — с разными вариациями.
В эпоху Французской революции мужчины носили широкие платки из белой материи, а мятежники и тут нашли место для противостояния — надели черный галстук («черный, как проклятье»). В Англии в это время галстук был обязательным атрибутом настоящего джентльмена. Вскоре из мужского костюма исчезла вычурность, и оказалось, что лишь с помощью оригинального галстука можно подчеркнуть индивидуальность и стиль.
Примерно в эти же годы в России Петр I пытается сделать галстук обязательным для ношения при дворе. Но, как и многим нововведениям проевропейского царя, галстуку на первых порах пришлось несладко. Петр был вынужден издать правила пользования новым аксессуаром, где напоминал, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». В результате такую бесполезную вещь в России долго не любили, называли «удавкой» и «змеюкой».

Говорящая деталь
В Европе в начале XIX века в моду вошли рубашки с воротником. Роль галстука в мужской одежде стала главной, эта «говорящая деталь» была своего рода «визитной карточкой», по которой можно было узнать почти все о ее владельце. «Мужчина стоит того же, что и его галстук, — это он сам, им он прикрывает свою сущность, в нем проявляется его дух», — так рассуждал Оноре де Бальзак, один из первых модников Франции. В 1827 году он посвятил галстуку книгу, ставшую бестселлером того времени. Героями его труда под названием «Искусство ношения галстука» стали «галстук «по-байроновски» — свободный, широко завязанный платок; «трагический» галстук черного цвета — деталь траурной и форменной одежды; «Вальтер Скотт» — из клетчатой ткани; парадный «белый галстук» для званых вечеров… Заурядного человека, по мнению Бальзака, можно было сразу узнать по «галстуку без фантазии».

К началу XX столетия существовали три вида галстуков: галстук-бабочка, аскот (в виде шейного платка, завязанного классическим способом, с концами, спрятанными под рубашку) и регат. Регат — и есть современный галстук, улучшенный Джессом Ленгсдорфом. В 1924 году этот американский предприниматель запатентовал «идеальный галстук» — сшитый из трех частей, скроенных по косой. И сделал состояние, продав патент почти во все страны мира.
Примерно в это же время на волне эмансипации галстуки проникли в женский гардероб и навсегда завоевали для себя место среди кружев, шелков и боа. Утонченная красавица Марлен Дитрих доказала, что эта деталь мужского туалета только добавляет женственности. Нежная Одри Хепберн использовала вместо галстуков шейные платки, завязывая их узлом. И современные звезды кино и эстрады с удовольствием надевают галстуки даже на красные фестивальные дорожки с уверенностью в том, что мужской аксессуар делает их еще привлекательнее.

Галстуки сегодня
В современной моде нет четких правил, определяющих цвет, рисунок, форму и длину галстука. Вкус и стиль определяет выбор. Одни носят его с клубным пиджаком, другие — на голое тело или футболку. И все же, по правилам, галстук не должен быть шире лацканов пиджака и заканчиваться выше ремня брюк; под рельефные материалы желательно надевать только галстуки из гладких тканей без набивных рисунков. Низкорослым противопоказаны крупные рисунки, а полным — к лицу диагональные полосы. Нюансов много, но есть и еще одно решение: не носить этот аксессуар вовсе. Так поступали многие мужчины, начиная с движения хиппи и студенческой революции 68-го года. Именно тогда в моду вошли расстегнутые вороты, так называемое мужское декольте. Впрочем, мода на галстуки, как и любая другая мода, подвержена цикличности. И мэтры haute couture каждый год пишут новую страницу в истории галстуков, которая еще не заканчивается.


Статья опубликована по материалам журнала «Добрые советы» 11/2014
Текст: Ольга Кононова. Фото: PR
Материал подготовила Юлия Деканова
Нам важно знать ваше мнение! Пожалуйста, отметьте, понравился вам наш материал или нет.
  • Пожаловаться
    ×