Мы обратились за помощью к руководителю HR-проектов Александре Имаевой. Александра — автор множества публикаций по рекрутингу и книги «Подбор персонала. Практические инструменты и приемы». Более 14 лет она работает в HR-подразделениях крупных организаций, и за это время провела более 8 000 собеседований! Мы попросили ее ответить на наши вопросы и рассказать, как правильно одеться на первую встречу с работодателем и каким деталям уделить особое внимание.
Вопрос №1: действительно ли от внешнего облика соискателя зависит результат встречи?
Cогласно исследованиям, рекрутер принимает решение о кандидате в течение первых пяти-десяти минут, и потом под него подводит рациональную базу. От внешнего вида зависит если не все, то многое. Что оценивает работодатель прежде всего? Соответствие личности соискателя корпоративной культуре. Также можно говорить о корреляции между внешним видом кандидата и функционалом / уровнем должности, на которую он претендует. Если очевидной связи нет — скорее всего, соискателя оценят, как неподходящего.
Вопрос № 2: как понять, в чем идти — ведь не всегда известно заранее о существовании дресс-кода?
Cейчас в открытых источниках можно найти много информации о самой компании, ценностях людей, которые в ней работают (например, на корпоративном сайте, в разделах «работа с персоналом», «фото и видео»). Узнать дополнительную информацию о руководителе, к которому вы идете на собеседование, можно, к примеру, в социальных сетях. Имеет смысл выяснить все эти подробности заранее. Во‑первых, это просто интересно, а во-вторых, вы сможете многое узнать о корпоративной культуре и об интервьюере, и придете на встречу во всеоружии. Вам на руку, если вы сотрудничаете с рекрутером-фрилансером или представителем кадрового агентства — они смогут подсказать, какой стиль одежды предпочтительнее в той или иной компании.
Вопрос № 3: существует ли какой-то универсальный «рецепт» — оденься так, и на любом собеседовании будешь выглядеть отлично?
Рецепта нет, потому что все работодатели — разные: в банке и дизайн-агентстве вас по‑разному встретят, если вы придете в официальном костюме-тройке. Универсальное решение здесь одно: чтобы вы на себя не надели — вам должно быть комфортно. Ваша зажатость, стремление «подстроиться под своего» будут видны невооруженным глазом.
Как определиться с формой одежды
Отталкиваемся от цели. Если вы хотите послать следующий импульс: «Я надежный, мне можно доверять» — выбираем «правильный» деловой внешний вид. Для создания делового образа отлично подходит классический стиль одежды. Простым и беспроигрышным вариантом будет маленькое черное платье. Добавьте классическую обувь, спокойные аксессуары — и деловой образ готов.
Если вы необычный кандидат, представитель творческой профессии, подтверждайте этот факт нестандартным подходом к внешнему облику. Оставайтесь собой. Любите чудаковатые аксессуары или одежду в стиле бохо? Носите с удовольствием и ищите своего работодателя. Юбки или платья с асимметричным кроем и интересной отделкой, необычные жакеты или блузки вполне допустимы.
Вопрос № 4: но все-таки есть же какие-то общие требования к форме одежды?
Да, общие требования есть. Не допустима излишняя сексуальность: леопардовые расцветки, глубокие декольте, ультра-мини, белье, выглядывающее из-под одежды, голый живот, прозрачная одежда, цветные или ажурные колготки, отсутствие нижнего белья. Есть люди, которые очень ярко одеваются — этим они хотят заявить о себе. Сравните, совпадает ли ваше сообщение в одежде с тем, что вы «продаете» в резюме. Нюансов, конечно, много, но главный посыл один: чисто, аккуратно, ухоженно. Например, юрист в рубашке с застиранными рукавами или в мятой блузке будет выглядеть неубедительно.
Аксессуары
Табу — массивные золотые цепи и перстни. Это не деловой стиль. Гремящие браслеты, слишком длинные серьги будут отвлекать интервьюера от того, что вы говорите. Стертые набойки, сбитые носки у ботинок, каблуки нереальной высоты, шнуровка до колена, сумки с потертыми ручками точно не останутся незамеченными. Выбирая сумку и обувь, руководствуйтесь тем же принципом, что и в одежде: чисто, аккуратно, ухожено.
Прическа, маникюр, макияж
Не забудьте о макияже, прическе, маникюре и выборе духов. Волосы лучше уложить аккуратно, например, собрать в хвост или сделать из них деловой пучок. Пряди, спадающие на глаза, слишком сложная прическа будут мешать вам и вашему собеседнику сосредоточиться на теме разговора. Макияж должен быть безупречным и естественным: ровный цвет лица, подчеркнутые глаза и неброские оттенки. Не стоит использовать насыщенный и стойкий парфюм — люди очень восприимчивы к запахам.