Обои: бумажные картины на стенах

Эльзасский Мюльхаус – одни из последних горных замков, обои которого – настоящие картины. Экзотические пейзажи и фантастическая графика созданы на фабрике Цубер и в ателье Александра Полэллона.


Унестись в дальние страны, увидеть воочию неведомые земли…

Об этом мечтал почти каждый житель XVIII века, когда путешествия были не таким обычным явлением, как теперь. Проще всего было приблизить к себе свою мечту, украсив экзотической панорамой стены собственного дома.

Так более 200 лет назад во Франции зародилось искусство «бумажных картин» – обоев. Сотни фабрик вплоть до конца XIX века производили грандиозные настенные пейзажи, которые сегодня по праву расцениваются как произведения искусства.

Бумажные обои-картины сохраняются как реликвии в некоторых замках и виллах. Да и искусство ручного изготовления бумажных обоих не забыто до сих пор. Несмотря на то, что производств, где вручную по старинным технологиям печатают обои, осталось буквально единицы во всем мире.

Одно из них – мануфактура Цубер (Zuber) в эльзасском городке Риксхайм. Пожалуй, это вообще единственное предприятие, где в точности сохранено перфекционистское отношение к изготовлению бумажных картин-обоев как к искусству для благородных аристократов.

Это огромные  картины фантастических миров с буйной растительностью и изобилием животных, здесь соседствуют пальмы и мангровые болота, водопады, фламинго и тропические цветы.

Подобные невероятные и грандиозные во всех смыслах пейзажи до сих пор хранятся в виде готовых обоев на «складах» основанной в 1779 г. мануфактуры. Трафареты для печатания вырезаются по старинным технологиям на деревянных пластинах и валиках (последние больше напоминают бочонки вина).

Почти год требуется на то, чтобы Цубер создал исторические обои для своего очередного эксклюзивного клиента. Причем клиенты стоят в очереди и очередь эта со временем только увеличивается.

Как правило, для одной стены требуется от 20 до 30 наклеенных встык вертикальных бумажных полотен. Причем перед печатью полотна грунтуют смесью из мела, столярного клея и красочных пигментов. Только для создания многослойного фона печатники работают месяцами. Специальными скребницами и щетками бумага обрабатывается до тех пор, пока не появляются желаемые нюансовые переходы.

После высыхания тонировки в дело идут самые разные деревянные трафареты. С их помощью окрашиваются в более чем 100 цветов детали колоссального пейзажа.

Так создается экзотическая мечта, которая и по сей день является более яркой, чем настоящее путешествие.

 

МУЗЕЙ

Musee du Papier Peint (Музей Бумажной живописи) расположен прямо напротив здания фабрики. В его залах выставлено более 100 00 различных работ, созданных за столетия существования мануфактуры. Там же можно увидеть и приобрести произведения Александра Полэллона.

RIXHEIM/ZUBER/FR

 Александр Полэллон

МАСТЕРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Он старается поднять искусство создания бумажных обоев на подобающий его пониманию уровень.

Однажды художнику-декоратору и реставратору в руки случайно попала книга XVIII века, в которой описывалась техника изготовления так называемых «орнаментов домино» на бумаге – предшественников художественных картин-обоев. Геометрические и флоральные орнаменты, образующиеся печатанием отдельных мотивов на бумаге с помощью резных деревянных трафаретов вдохновили Александра на смену своей сферы деятельности. Ведь в этом старинном виде живописи было так много от современного искусства!

Он занялся описями архивов Musee du Papier Peint. И уже через полтора года 39-летний художник стал изготавливать собственные деревянные резные трафареты для печати. Свои росписи он делает точно по технологиям 200-летней давности. Его листами размером 30 х 40 см можно оклеивать стены как обоями. Но чаще они используются для декора коробок и книг.

MULHOUSE/ATELIER-POULAILLON.FR

 

Подписи к фото:

Фото 1 Настенная картина от мануфактуры Цубер (Zuber) “Les Zones Terrestres” («Все земли мира») создана в 1855 году из 31 отпечатанного вручную полотна обоев.

Фото 2 Картина на бумажных обоях «Эльдорадо» состоит из 24 полотен обоев.

Фото 3 В архиве мануфактуры Цубер хранятся исторические деревянные трафареты.

Фото 4 На загрунтованный с разными цветовыми переходами фон во много слоев отпечатываются мотивы.

Фото 5 Старое здание фабрики Цубер (Zuber) в Риксхайме (Эльзас).

Фото 6—9 В сводчатых подвалах Цубера собрано более 150 000 трафаретов на деревянных пластинах и валиках. Вырезанные более 200 лет назад, они используются до сегодняшнего дня при создании «исторических» обоев ручной работы.

Фото 10 Александр Полэллон

Фото 11 Деревянная пластина-трафарет для печатания рисунка на коробке для домино

Фото 12 Готовый отпечатанный мотив

Фото 13 Коробка, оклеенная цветной бумагой с рисунком, изготовленным вручную по старинной обойной технологии.

 

Фото: Zuber (2); Рене Антонофф (2); P. Psaila/Focus (1)

 

Нам важно знать ваше мнение! Пожалуйста, отметьте, понравился вам наш материал или нет.
  • Пожаловаться
    ×