Духи, которые мы носим

30 января 2015 | Юлия Деканова

Хотите выделиться и создать яркий образ? Экспериментируйте с ароматами. Некоторые из них достойны особого внимания и предлагают неисчерпаемые возможности для самовыражения.


Духи, которые мы носимАроматы ограниченного тиража существовали всегда. Вспомните знаменитого «Парфюмера», действие которого разворачивается много веков назад. Вплоть до начала XX века духи были прерогативой избранных и часто изготавливались по индивидуальному заказу. Но в начале прошлого столетия французский модельер Поль Пуаре решил создать фирменный аромат в дополнение к костюму от модного дома. Спустя 10 лет его идею реализовала Габриэль Шанель, представив Chanel №5 — до сих пор самый популярный аромат в мире. Развитие парфюмерии в те годы во многом связано с открытием синтетических компонентов — кстати, Chanel №5 и был первым «химическим» запахом. Затраты на производство уменьшились, а парфюмы стали более доступны. Из крошечных лабораторий создание духов постепенно переместилось в заводские цеха, а на смену частным парфюмерам пришли крупные корпорации, главными из которых стали Guerlain и Coty.
Индустрия коммерческих ароматов полностью сформировалась к 70-м годам XX века. Сложилась четкая классификация запахов — цветочные, древесные, фруктовые, цитрусовые. Концерны начинают выпускать приятные, но довольно простые парфюмы. Больше внимания уделяется дизайну флакона, рекламе, а не самой композиции. В это время и зарождается нишевая парфюмерия — этакий протест против коммерциализации.

Особая парфюмерия
Главное отличие нишевых парфюмов от коммерческих «собратьев» — ориентация не на потребителя, а непосредственно на аромат. Нет цели, продать как можно больше флаконов, соответственно, не нужно подстраиваться под вкусы большинства. Нишевой парфюм — это всегда довольно смелый эксперимент, который совсем не обязательно увенчается коммерческим успехом. Свобода творчества, безусловно, сказывается и на конечной стоимости аромата. Любой концерн строго ограничивает бюджет на сырье и производство — если парфюм будет стоить дороже планируемого, продаваться он будет хуже. Нишевые марки не так сильно зависят от маркетинга и могут себе позволить самые редкие и самые дорогие компоненты, в большинстве натуральные. Это и оказывает решающее влияние на цену. Впрочем, высокая стоимость — совершенно не обязательно признак «селектива». Среди них есть свои ценовые ниши. У некоторых марок — Roja Dove, Amouage, by Kilian — цена парфюма может исчисляться десятками тысяч. Иные— например, MadetLen, AtelierCologne — обойдутся примерно в те же деньги, что и продукция масс-маркет.
Другие отличительные черты нишевой парфюмерии: упаковка подчеркнуто простая или, напротив, с использованием драгоценных камней и прочих изысков; отсутствие массовой рекламы и контрактов со звездами. Крайне редко «селективы» попадают на полки сетевых магазинов. Приобрести их чаще всего можно в небольших корнерах, фирменных бутиках и в самых знаменитых торговых центрах, вроде лондонского Harrod’s или нашего ЦУМа.
Первопроходцем в нишевой парфюмерии стала марка L’Artisan Parfumeur, созданная в 1976 году французом Жаном Лапортом. Первый аромат — «Ежевика и мускус» (Mure et Musc) — был выпущен небольшим тиражом. Спустя пару лет свои «ароматы не для всех» представила Анник Гуталь (Annic Goutal), начала выпускать парфюмы марка Dyptique, приобрела популярность марка Amouage, предложившая явно восточные духи в богатом оформлении и по заоблачной цене.
В 90-е годы взошла звезда Сержа Лютана. Сейчас ароматы Serge Lutens стали едва ли не классикой селективной парфюмерии, а в целом к концу нулевых в мире насчитывалось около 1000 марок, позиционирующих себя селективными.

Нотная грамота
В создании нишевых ароматов не обойтись без классических нот — розы, жасмина, сандала, альдегидов, мускуса. Однако используются здесь и те, которые обошла вниманием массовая парфюмерия, — пряности, инжир и даже ладан. Эти ноты придают парфюму особый характер, которого не хватает массовым продуктам.
Отдельный класс в «селективах» — парфюмы, которые воспроизводят тот или иной запах «из жизни»: аромат яблочного пирога, пинаколады, шоколада, рождественской елки или воздуха перед грозой... Как правило, они целиком состоят из синтетических компонентов и отличаются небольшой стойкостью. Но это, скорее, плюс — парфюм можно менять чуть ли не каждые 3 часа под ситуацию и настроение. Самый большой ассортимент подобных ароматов у марок Demeter и TokyoMilk.
Наряду с оригинальными, но вполне понятными «съедобными» и «природными» ароматами существуют и более странные экземпляры. Парфюмы с запахом жженой резины или городского смога, как, например, у Comme des Garсons, тоже находят своих ценителей. Конечно, применить такой аромат решится не каждая. Зато, надев его, точно не останетесь незамеченной.

Смешать, но не взбалтывать
Селективные ароматы зачастую могут похвастаться и более оригинальной композицией. На смену классической пирамидальной приходят линейные (разные ноты солируют практически одновременно). Несколько лет назад переворот в парфюмерии произвела марка Molecules, выпустившая духи, состоящие всего из одной ноты — амброксана, синтетического аналога амбры. Серьезные парфюмеры, впрочем, относятся к таким экспериментам весьма скептически. Однако тенденция налицо.
Дальше — больше. Многие нишевые марки предлагают смешивать ароматы и создавать духи под настроение. Так, цветочный аромат можно дополнить ванилью (лучше взять моноаромат). Удачно миксуются цитрусовые и свежие либо зеленые запахи разной концентрации и консистенции (духи и туалетная вода, парфюмированная вода и крем для тела).
Большой простор для экспериментов дают марки Malone, Serge Lutens, L’Artisan Parfumeur.

В стиле ретро
Особняком в мире нишевой парфюмерии стоят винтажные ароматы. Особо ценными сейчас считаются духи середины XX века, по тем или иным причинам снятые с производства. Особенно интересны образцы, которые найдутся у любого коллекционера, — Chypre от Coty, L’Heure Bleue Guerlain, Fiji Guy Laroche, 1000 Jean Patou. Многие до сих пор питают слабость к аутентичным Climat от Lancome или MagieNoire. Великой ценностью среди «парф-маньяков» считаются старые экземляры Chanel (№19 или классические №5) или Dior (Diorella, Miss Dior).
Учтите, многие ароматы с аналогичными названиями выпускаются и по сей день. Но, как правило, ничего общего со своими предшественниками они не имеют. Формулы ароматов со временем меняются, отличается сырье, а вот компоненты, без которых немыслима парфюмерия пятидесятилетней давности, сейчас запрещены. В первую очередь это относится к натуральной амбре и мускусу. Синтетические аналоги не дают такой глубины, как натуральные ингредиенты. Поэтому винтажные ароматы зачастую оказываются более стойкими и раскрываются совсем уж с неожиданной стороны. Начать знакомство с винтажной парфюмерией лучше всего с интернет-аукционов. «Вживую» винтаж ищите в антикварных лавках и, разумеется, на блошиных рынках. К сожалению, и здесь можно приобрести подделку или просто испортившийся товар. Чтобы избежать этого, покупайте только запломбированные флаконы.

Один и тот же бренд может создавать как коммерческие ароматы, так и селективные. GUERLAIN, CHANEL, HERMES предлагают массовые продукты, которые у всех на слуху и представлены в большинстве косметических магазинов. Но зайдите в фирменные бутики этих марок — там ассортимент гораздо интереснее.


Статья опубликована по материалам журнала «Добрые советы» 11/2014
Текст: Ирина Титлина. Фото: PR
Материал подготовила Юлия Деканова
Нам важно знать ваше мнение! Пожалуйста, отметьте, понравился вам наш материал или нет.
  • Пожаловаться
    ×