И еще, прежде чем начать, хочу оговориться — то, что я напишу ниже — ни в коем случае не является единственно правильным вариантом, может быть и не совсем правильным))), но так делаю я, мне так нравится — и я хочу рассказать вам, как я это делаю))
1. Выкройка
В сети есть масса различных выкроек куколок, но эта — ею поделилась Ирина Хочина на своем сайте — меня вполне устраивает! Единственное изменение, которое я в нее внесла — немного уменьшила ушки после пошива первых кукол, а то мне как-то кум сделал замечание «Больно уж уши-то великоваты!»)))
2. Подготовка ткани
Разных кукол я шила из трех видов ткани: белый хлопок с эластаном, старая советская простынь из хлопка, белая бязь. Еще думаю, подойдет и рубашечная ткань — есть остатки, буду пробовать. Ткань я крашу или отваром чая, или кофе, а можно и то, и другое) Куски ткани я прокипячиваю в отваре (минут 10−15) в широкой кастрюльке, чтобы ткань поменьше сгибалась, т.к. места сгибов неравномерно прокрашиваются. И если ткань прокрасилась неравномерно — ничего страшного, обычно с другой стороны этих пятен и не видно, и можно кроить там) После покраски ткань прополоскать в холодной воде, высушить и отутюжить.
3. Детали куколки
Парные детали кроим одинаково — или по долевой, или поперек (иначе может оказаться, что при набивке одна конечность «вытянется» больше другой)) Голову можно кроить и по косой, тогда личико получится более вытянутым. У куклы в этом МК голова кроилась по долевой. Раскроенные детали я сшиваю нитками молочного цвета. Вытачки на голове делаются и спереди, и сзади. Оставляем открытыми для набивки: верх головы между вытачками, отверстие шеи, задняя плечевая часть ручек и задняя бедренная часть ножек. После надсекания всех стратегических мест детальки выворачиваем. Обязательно надсечь припуск между ладонью и большим пальцем! Наполняю я кукол или синтепоном (покупаю на метраж), или силиконом (распускаю подушки)). Мне больше нравится силикон — он более упруг, детали получаются как-бы «пышнее». Но мне его сложнее доставать, поэтому, если есть возможность, я наполняю силиконом голову, а все остальное — синтепоном.
3.1 Голова
Сначала немного наполняем ушки и прострачиваем на машинке строчку, отделяя ухо от головы, а после этого уже наполняем всю голову, но пока еще не сильно туго. И отлаживаем в сторонку)
3.2 Туловище
Наполняем очень-очень-очень туго (я использую ножницы), предварительно вставив в туловище «каркас» — толстую проволоку, закругленную с обеих сторон. Согласна, тяжеловато заталкиваить синтепон через маленькое шейное отверстие, в котором еще и торчит проволока, но надо постараться!)) И еще надо стараться, чтобы наполнить туловище равномерно, одинаково утрамбовывая наполнитель с обеих сторон, чтобы не перекосило!
3.3 Голова-туловище
А теперь, когда тельце уже плотненько набито, берем голову и осторожно маникюрными ножницами делаем крестообразный надрез где-то в 1 см от шва подбородка. В этот разрез вставляем шею и аккуратно пришиваем все теми же нитками молочного цвета. И уже после этого набиваем голову очень-очень-очень плотно, формируя подбородок, делая лицо более выпуклым. После зашиваем отверстие вверху головы (между вытачек).
3.4 Ручки-ножки
Наполняем ручки и ножки очень плотненько, при этом уже можно сразу, планируя правые и левые руки-ноги, делать необходимый изгиб конечности. В ручках оставляем незаполненным верхнюю часть плеча, а в ножках — верхнюю часть бедра.
Вот мы и подготовили все детали для следующего шага —
4. Сборка
Я креплю ножки и ручки с помощью пуговиц (самые маленькие, самые ненужные)).
Берем толстую и длинную иглу, очень крепкие нитки и пуговички, и приступаем. Как видно на фото, нанизываем все в таком порядке: первая пуговичка, первая ручка/ножка (изнутри детали, примерно посередине вооброжаемой окружности, создаваемой изгибом плеча/бедра) (надеюсь, понятно написала)), туловище, вторая ручка/ножка (вход делаем снаружи детали, опять же посередине окружности, и следим, чтобы обе руки были пришиты на одном уровне, и ноги — соответственно), вторая пуговичка. Путь иголки назад — заворачиваем в другую дырочку пуговицы и все в обратной последовательности. При этом вкалывания иглы в туловище на пути туда и обратно я делаю по обеим сторонам от бокового шва где-то в 3−4 мм друг от друга (не в шов — чтоб не порвать нить шва!).
А затем тянем нить за оба конца, плотненько стягивая ручки с плечами, а ножки с нижней частью туловища, завязываем — крепко и надежно!). Теперь можно заполнить наполнителем плечи и бедра до отказа )) и зашить отверстия!
«Болванка» готова! Ура! Самая скучная и нудная работа окончена! (ну, это для меня так)))
5. Утяжка лица и пальчиков
Простым карандашом рисуем личико куклы. При этом я соблюдаю такие параметры: линия губ лежит на одной линии с мочками ушей, от линии губ вверх на 1−1,5 см откладываю точки внутренних уголков глаз (между ними около 1−1, 5 см), длина глаза тоже — примерно 1, 5 см.
Есть много разных схем по утяжке лица, я попробовала однажды эту, найденную уже не помню на каком сайте, и мне понравилось. Я только не утягиваю точки 3 и 4 — мне не нравятся «дырки» на носу)) И еще я утягиваю точку под линией губ (нижняя губа), и две точки над линией (верхняя губа). И, конечно же от степени изгиба линии губ у нас будет получаться разная степень «улыбчивости»))
Утягиваю я лицо крепкими белыми нитками. Попробовала как-то мононить — не впечатлило)) Минусы — неудобно шить, она путаетя, плюсы — ее не видно. Но ведь и белую нить мы потом закрасим))
И вот такая красавица получается после утяжки:
(девочки, извиняюсь, но фото с нарисованным лицом, и с утянутым — это разные куклы — так уж получилось…)
Я уже люблю куколку на этой степени изготовления. И хоть мой сын называет их «куклами вуду»)), но у них уже виден характер, они уже разные, и эта разность зависит буквально от миллиметров вправо-влево)) — в этом я согласна с Ириной Хочиной, она об этом писала на своем сайте.
Стараемся утягивать через нижнюю часть головы ( там «тоньше»), и вот как у меня выглядит задняя часть головы после утяжки:
Пальчики утягиваем нитками молочного цвета, при этом начало и конец нити (без узелков) я прячу в теле ручки.
(утянутые ручки будут ниже — немного я напутала с хронологической последовательностью при фотографировании))
6. Волосы
Нитки для волос я использую хлопковые, они не путаются. Думаю, на фото все понятно:
Полосами скотча я фиксирую нитки, чтобы они не распадались после разрезания. Потом сшиваю в тресс — мелким швом на машинке (туда-сюда 3−4 раза) нитками максимально приближенного оттенка. Чтобы тресс получился достаточной длины, нужно изготовить намотку длиной в 2−2,5 книги)) Тресс к голове я пришиваю от уха до уха, но можно и по спирали, главное, чтобы первые от лба два ряда были поближе друг к другу, чтобы не «светилась» голова) Если длины тресса не хватает до шеи, то я пришиваю нитки последнего ряда к голове, опять же, чтобы не было залысин) При планировании тресса следует учесть — или длинные волосы, но реже, или покороче, но зато погуще) (это когда в наличии только один моток ниток). Ну и в конце — подравниваем волосы, если необходимо!
7. Тонирование лица и пальчиков
В различных МК по тонированию лица предлагают использование масляных красок. Но я с ними, увы, не дружу… не умею… Поэтому тонирую я румянами (я ими не пользуюсь, а в наличии есть несколько пробников). В работе использую свои косметические кисти. Румянами бежевого оттенка тонирую (очень аккуратно, по‑чуть-чуть!) под бровями, вокруг глаз, ноздри, линию губ (особенно по концам, в ямочках), ушки и пальчики рук. Румянами бежево-розового оттенка тонирую щечки (немного посильнее) и потом уже слегка — лоб, нос, подбородок, все лицо по внешнему овалу.
И вот, наконец-то, и обещанные пальчики)):
8. Рисование лица
Лицо рисуем акриловыми красками для ткани. Я использую краски «DECOLA», они замечательно разводятся водой.
Я очень вам советую поискать на указанных мною вначале сайтах хороший, подробный МК по рисованию лица. Я постараюсь объяснить, как я рисую, но я все еще продолжаю этому учиться).
В работе не используем чистую черную краску! На одном МК я прочитала, что куклы тогда смотрятся вульгарнее, и я с этим согласна. И еще — я не использую чистые цвета, как они предложены производителем, в палитре. Они так очень ярки, а нам ведь нужны естественные цвета, правда? Для достижения любого цвета я смешиваю несколько красок.
Белок — рисуем белой краской, но слегка с добавлением голубизны, верхнее веко не закрашиваем. Его можно потом будет, при желании, затонировать тенями бежевого или голубого оттенка.
Радужка — рисуем ее так, чтобы она была слегка прикрыта верхним веком,
Зрачок — рисуем в центре радужки,
Брови — рисуем коричневыми оттенками, очень аккуратно, полусухой кистью. Коричневой краской обводим линию роста ресниц, верхнюю — посильнее, нижнюю — потоньше.
Реснички — очень-очень аккуратно, тонюсенькой кисточкой, ну очень сильно стараться не намазать! (могут мешать волокна силикона, вылезшие после утяжки — их аккуратно вытаскиваем пинцетом).
Блики — рисуем слегка влажной кистью, белой краской. Можно по одному, по два, по три блика, но обязательно — симметрично на обеих глазках!
Ротик — признаюсь честно, рисовать его не умею… мечтаю научиться рисовать губки естественными, так, как их рисует Ирина Хочина… Поэтому скажу лишь, что смешиваю красную, белую, коричневую, желтую краски. И как-то рисую))
9. Одежда
Девочки, раз уж вы здесь, то мне вас нечему научить в плане шитья одежды)) Включаем свою фантазию, достаем клаптики, клубочки, ленточки, тесемочки, разные красивые штучки и… ТВОРИМ!
Покажу панталончики, их я шью всем куколкам, ну как уж без них-то))
Ах, да! Носочки — их рисуем красками, до того, как будут связаны/сшиты тапочки.
Ну вот и все! Надеюсь, я чем-то помогла тем мастерицам, кто уже заинтересован темой текстильных куколок, и заинтересовала тех, кто сюда попал случайно!))
Извините за возможные ошибки и неточности, если найдете — покажите, пожалуйста.
Понимаю, что могла охватить не все и чего-то не учесть, поэтому если возникнут вопросы — спрашивайте, с радостью отвечу!